Я был нелюдимым пареньком, и мне было сложно найти общий язык со сверстниками. К шестнадцати ощущение инаковости достигло пика, а вместе с ним стала острее тоска. Я думаю, я пошёл бы по кривой дорожке, но мне повезло: свою подростковую злую энергию я направил в интеллектуальные занятия.
Итак, пять книг, которые давали мне почувствовать себя понятым, и которые фактически спасли меня в мои шестнадцать.
Герман Гессе – Степной волк
Главный герой мучается от безликости и неискренности общества и ассоциирует себя с одиноким волком в степи. Вместе с этим он жаждет общения с себе подобными, но каждый раз ощущает себя неуклюжим и неловким. Главный мотив – как же почувствовать себя своим – меня в этом возрасте, конечно, захватил. Чего стоит только записка с заголовком "Только для сумасшедших"!
Кнут Гамсун – Голод
Книга рассказывает о молодом человеке, который согласен только на зарабатывание писательством, и от этого постоянно голодает. Ему не хватает денег, он живёт в крохотной каморке, и тем не менее он гордо отказывается от любой помощи. В этом герое я находил себя, и был уверен, что буду жить так же благородно после школы.
Джек Лондон – Мартин Иден
Джека Лондона мне посоветовала школьная учительница ещё в четырнадцать, но я не прислушался к рекомендации. Лондон казался мне приключенческим автором для детей: в девять я запоем читал "Белого клыка" и повести про золотые прииски. В шестнадцать я наткнулся на Мартина Идена, что-то привлекло меня в обложке. История моряка, который тянется к высшему обществу из-за благородного и честного образа аристократии, но потом разочаровывается в нём из-за пустоты разговоров и лживости идеалов – похоже на мой любимый мотив, не находите?
Жан-Поль Сартр – Тошнота
Тут мотив похожий, нигилизм, неприязнь к обществу, оглушающее и неприятное ощущение себя живым. В "Тошноте" почти ничего не происходит, но раздумья главного героя скачут с предмета на предмет и описаны мастерски, от этого книга кажется динамичной. Насколько мне теперь известно, Сартр задумывал её сатирической книгой, но в шестнадцать я принял её за чистую монету.
Льюис Кэролл – Алиса в стране чудес
Алиса – не такая простая сказка, как может показаться на первый взгляд. Как раз мотив чуждости обществу прослеживается там с самого начала. Алисе приходится приспосабливаться к безумным законам местного общества, выживать в них, чтобы голова не покатилась с плеч. Во всём мне виделся тайный смысл, даже в детских считалочках я углядел какой-то символизм. Погружаться в этот тревожный мир было большим удовольствием.
Именно эти книги я бы посоветовал любому, кто пытается справиться с несовершенством мира, как когда-то пытался я. А что помогало вам?