93,1K подписчиков

Художник Константин Качев

32K прочитали
Давать некие обобщающие характеристики творчеству художника Константина Качева — весьма непросто. К примеру: его портреты принято причислять к жанру реализма. По нашему скромному мнению — весьма ошибочный подход.

Разумеется — при всём уважении к господам экспертам, составлявшим художественный «анамнез» творчества нашего героя...

Для описания натюрмортов и жанровых полотен мастера уместно прибегнуть к цитатам из бессмертного произведения Ильфа и Петрова: «излишняя чистота» детализации и «режущий глаза беспорядок». Первая касается великолепной проработки деталей композиции, второй — её алогичной, на первый взгляд выглядящей небрежной «расстановки». Смешения отсылок к несвязанным друг с другом явлениям, разным культурам и эпохам, сдобренной нотками сюрреализма.

«Натюрморт», 2007, холст, масло 55  x 60
«Натюрморт», 2007, холст, масло 55 x 60

Однако, благодаря умению художника балансировать на грани вызова душевному равновесию зрителя, а также за счёт его превосходного исполнительского мастерства, такие конструкты не производят впечатления чего-то ирреального. Скорее заставляют нас ощущать себя путешественниками в параллельных мирах с «перпендикулярными» законами физики и эстетики. Между собою мы прозвали это явление: «эффект Качева».

*
*

Немаловажная деталь: Константин Качев является выпускником художественной академии по специальности «Консервация и реставрация». Особое место в его творчестве занимает тема времени и метаморфоз окружающей действительности под влиянием оного. Изображаемые объекты нередко «рассыпаются» на фрагменты, полотна будто бы потрёпаны с краёв. От растрескавшихся арок и стен отчётливо веет седой древностью, плоды яблоневых садов перезрели и тронуты тлением.

*
*

Порою художник и вовсе не видит смысла в вуалировании метафор. И усиливает этот эффект, помещая на картину один из своих любимейших символов — циферблат часов. Универсальный символ скоротечности отмеренных всему сущему мгновений...

*
*

Ещё один способ акцентуации на времени – общая для большинства картин охристая цветовая гамма, создающая эффект «состаренного» полотна. Ну а для придания полотну флёра новизны и современности автор использует яркие цветовые ударения: чаще всего– красный и голубой.

«Натюрморт с гранатами», 2015, холст, масло 41 x 50
«Натюрморт с гранатами», 2015, холст, масло 41 x 50

Возвращаясь к вопросу о символах в творчестве Качева. Одним из самых часто встречающихся является гранат. Метафора возрождения и плодородия как в античной, так и в христианской культуре. Стараниями живописца этот фрукт появляется буквально везде: в сюрреалистичных жанровых сценах, в натюрмортах и даже портретах. При этом он может выступать как основным элементом композиции, так и вспомогательной деталью, которая не стремится притянуть к себе взгляды зрителей. На ум просится параллель с Дали и его картиной: «Сон, вызванный полётом пчелы вокруг граната за секунду до пробуждения». Великий мастер считал, что лопнувший гранат – источник всей «жизнетворящей биологии».

The Lost Frame, 2018, холст, масло, 110 x 80
The Lost Frame, 2018, холст, масло, 110 x 80
«The Graal», 2018, холст, масло 75 x 85
«The Graal», 2018, холст, масло 75 x 85

Подобно Дали, символика живого, чувственного, природного начала в творчестве Качева тесно связана с образом женщины («On the Other Side», «The Graal» или «The Lost Frame»). Зачастую образ красавицы условен, иллюзорен либо связан с явлением полёта. Впрочем, коль скоро мы с Вами, дорогой читатель, берёмся проводить аналогии с картинами Дали или Магритта, следует отметить — полотна Качева не стремятся «взорвать» воображение зрителя. Они лишь предлагают ему пищу для размышлений, тактично приоткрытую дверь в мир грёз.

В работах художника часто можно увидеть крест, что «перечёркивает» тот или иной объект. Иногда он наносится несколькими небрежными светлыми мазками, иногда – выглядит доминантой, а иногда «замаскирован» перпендикулярно приклеенными полосками малярного скотча. Задача символа проста – передать образ цензуры (картина «CENSORED») или запрета на выражение собственных мыслей и идей («Quarantine stream», «C-19»). Иногда кресты «спрятаны» на заднем плане работы, (пример: «Natura morte»), что даёт возможность немного «поблуждать» взглядом по полотну, проникаясь его настроением, и лишь затем «наткнуться» на этот «стоп-символ».

«Natura morte», 2019, холст, масло, 60 x 80
«Natura morte», 2019, холст, масло, 60 x 80

Список мотивов, идущих красной нитью сквозь определённые периоды в творчестве Константина Качева, можно пополнить. Тексты, цифры, формы – все они позволяют углубляться в живописное произведение, находя всё новые и новые логические параллели, обнаруживая всё больше смысловых оттенков… Идеально для долгих осенних вечеров, навевающих задумчивую меланхолию. Наш маленький совет: главное » вовремя остановиться).

Понравилась статья и канал? Подпишись! Спасибо!

Сайт: nnart.site