Давать некие обобщающие характеристики творчеству художника Константина Качева — весьма непросто. К примеру: его портреты принято причислять к жанру реализма. По нашему скромному мнению — весьма ошибочный подход.
Разумеется — при всём уважении к господам экспертам, составлявшим художественный «анамнез» творчества нашего героя...
Для описания натюрмортов и жанровых полотен мастера уместно прибегнуть к цитатам из бессмертного произведения Ильфа и Петрова: «излишняя чистота» детализации и «режущий глаза беспорядок». Первая касается великолепной проработки деталей композиции, второй — её алогичной, на первый взгляд выглядящей небрежной «расстановки». Смешения отсылок к несвязанным друг с другом явлениям, разным культурам и эпохам, сдобренной нотками сюрреализма.
Однако, благодаря умению художника балансировать на грани вызова душевному равновесию зрителя, а также за счёт его превосходного исполнительского мастерства, такие конструкты не производят впечатления чего-то ирреального. Скорее заставляют нас ощущать себя путешественниками в параллельных мирах с «перпендикулярными» законами физики и эстетики. Между собою мы прозвали это явление: «эффект Качева».
Немаловажная деталь: Константин Качев является выпускником художественной академии по специальности «Консервация и реставрация». Особое место в его творчестве занимает тема времени и метаморфоз окружающей действительности под влиянием оного. Изображаемые объекты нередко «рассыпаются» на фрагменты, полотна будто бы потрёпаны с краёв. От растрескавшихся арок и стен отчётливо веет седой древностью, плоды яблоневых садов перезрели и тронуты тлением.
Порою художник и вовсе не видит смысла в вуалировании метафор. И усиливает этот эффект, помещая на картину один из своих любимейших символов — циферблат часов. Универсальный символ скоротечности отмеренных всему сущему мгновений...
Ещё один способ акцентуации на времени – общая для большинства картин охристая цветовая гамма, создающая эффект «состаренного» полотна. Ну а для придания полотну флёра новизны и современности автор использует яркие цветовые ударения: чаще всего– красный и голубой.
Возвращаясь к вопросу о символах в творчестве Качева. Одним из самых часто встречающихся является гранат. Метафора возрождения и плодородия как в античной, так и в христианской культуре. Стараниями живописца этот фрукт появляется буквально везде: в сюрреалистичных жанровых сценах, в натюрмортах и даже портретах. При этом он может выступать как основным элементом композиции, так и вспомогательной деталью, которая не стремится притянуть к себе взгляды зрителей. На ум просится параллель с Дали и его картиной: «Сон, вызванный полётом пчелы вокруг граната за секунду до пробуждения». Великий мастер считал, что лопнувший гранат – источник всей «жизнетворящей биологии».
Подобно Дали, символика живого, чувственного, природного начала в творчестве Качева тесно связана с образом женщины («On the Other Side», «The Graal» или «The Lost Frame»). Зачастую образ красавицы условен, иллюзорен либо связан с явлением полёта. Впрочем, коль скоро мы с Вами, дорогой читатель, берёмся проводить аналогии с картинами Дали или Магритта, следует отметить — полотна Качева не стремятся «взорвать» воображение зрителя. Они лишь предлагают ему пищу для размышлений, тактично приоткрытую дверь в мир грёз.
В работах художника часто можно увидеть крест, что «перечёркивает» тот или иной объект. Иногда он наносится несколькими небрежными светлыми мазками, иногда – выглядит доминантой, а иногда «замаскирован» перпендикулярно приклеенными полосками малярного скотча. Задача символа проста – передать образ цензуры (картина «CENSORED») или запрета на выражение собственных мыслей и идей («Quarantine stream», «C-19»). Иногда кресты «спрятаны» на заднем плане работы, (пример: «Natura morte»), что даёт возможность немного «поблуждать» взглядом по полотну, проникаясь его настроением, и лишь затем «наткнуться» на этот «стоп-символ».
Список мотивов, идущих красной нитью сквозь определённые периоды в творчестве Константина Качева, можно пополнить. Тексты, цифры, формы – все они позволяют углубляться в живописное произведение, находя всё новые и новые логические параллели, обнаруживая всё больше смысловых оттенков… Идеально для долгих осенних вечеров, навевающих задумчивую меланхолию. Наш маленький совет: главное » вовремя остановиться).
Понравилась статья и канал? Подпишись! Спасибо!
Сайт: nnart.site