Где-то прочитал определение токсичной компании: «Токсичная компания — это организм, в котором отдельные его части, меняя здоровый кислород на ядовитые газы, отравляют кровь коммуникаций по желанию жаждущего временной эйфории головного мозга». Прям трудно сказать лучше. Очень поэтично, точно, но... неконкретно.
Идея же в том, что компания за счет постоянного стресса сотрудников, вызванного регулярным прессингом со всех сторон, получает повышенную работоспособность. И это не всегда давление руководства. Часто все вокруг работают с таким энтузиазмом, что просто стыдно работать в обычном ритме. Как-то неудобно уходить в 19.00, когда остальные даже не думают об уходе: совещания некоторые только начались, у кого-то расчеты в разгаре, которые ты, кстати, еще должен сверить. Но чаще всего, конечно, стресс вызван именно давлением сверху. А руководство доходчиво доносит до каждого сотрудника, что перед организацией стоят амбициозные цели и только он — этот сотрудник — тормозит компанию в их достижении.
Плюс ко всему этому — дикий драйв! Лозунги "Мы лучше!", "Мы всех порвем!", "Они не захотели с нами сотрудничать? Через 2 года мы их купим целиком!" в этих компаниях совсем не пустая бравада! Это становится вполне реальными целями с планами их осуществления!
Мне доводилось работать в таких компаниях. Ощущения, скажу вам, протеворечиные. Таких струкруты отличаются очень быстрым обучением сотрудников. И дело даже не в том, что необучившиеся быстро вылетают. В них действительно хочется учиться! В том числе чтобы избежать давления руководства. Но гораздо сильнее — чтобы не подвести коллег, что бы самому себе доказать, что не хуже других. Все смогли освоить, я не смогу что ли?
Со стороны такие компании выглядят довольно успешно. Ну, уровень стресса немного повыше, пожалуй, только. Но токсичными такие компании называются совсем неслучайно.
Я не психиатр (или как называется человек, который физическое состояние с психологическим соотносит?), но по опыту знаю, что во время конструктивного стресса сильно повышается работоспособность. Не без последствий для организма — он берет ресурсы изнутри. Даже есть статистика: кто в стрессовых условиях спокойно, конструктивно начинает работать обычно умирает от инфаркта; кто кричать начинает — умирает от инсульта; кто нормально бизнес-процессы выстраивает, чтобы без крика и стресса все работало, — как в анекдоте, умирает здоровым.
До трудоустройства, только по отзывам сотрудников на сайтах, бывает сложно распознать токсичную компанию (напоминает предыдущий пост про секты, да?). Начальники везде кричать могут. А если ругают за дело, то в таких условиях и работать можно при определенном складе характера. А «плюшек» в таких организациях обычно прилично.
Сотрудники в токсичных компаниях обычно работают сильно эффективней, чем в обычных. Соответственно, приносят больше прибыли. И если руководство вменяемое, оно этой прибылью делится с подчиненными. Я работал в откровенно токсичной компании. Регулярно у меня были приливы, когда в отделе ругался: «Всё, достали, увольняюсь отсюда!». Но раз в месяц приносили «котлету» (зарплату). И я смягчался: «А чего увольняться-то? Нормальная контора, работать можно!». Для понимания: когда мне дали зарплату не самыми крупными купюрами, я ее нес домой несколько дней — вся в карманы не помещалась. Машину недорогую, но новую можно было купить с месячной зарплаты. Это про ребят в 25 лет примерно все. Обратная сторона - жена коллеги вспоминает на встречах, как он уезжая в отпуск часа в 3 ночи писал мне СМС, все ли нормально. И я ему перезвонил. Рассказал как дела, как идут процессы. Сейчас это выглядит дико. Тогда казалось нормальным.
Практически правило: как только человек уходит с такой работы, практически сразу, через месяц примерно, уходит на больничный — организм требует восстановления.
Еще один момент: работа в такой компании надолго врезается в память, во снах снится периодически бывшим сотрудникам. Если на собеседовании выясняется, что HR и соискатель работали в одной такой компании (пусть даже в разное время, разных отделах) — уровень доверия сильно повышается. Тут своя логика: если работал там, не вылетел сразу — значит, стал неплохим специалистом.
Про отзывы сотрудников. Уровень токсичности может отличаться от отдела к отделу. Бывают отделы, где руководитель сумел отстроить систему управления в стороне от пронизывающей остальную компанию вертикали прессинга. Обычно это творческие отделы: дизайнеры, разработчики и прочие креативщики. На данных товарищей агрессия обычно действует угнетающе. Но у других отделов тоже есть шансы при грамотном руководителе.
Бывает и наоборот. Вот компания, очень европейская. Рыбки в аквариуме для релаксации в рабочем пространстве, плейстейшен для разрядки атмосферы в столовой. Но появляется начальник. Не руководитель, а именно начальник. И несмотря на внешние атрибуты компании, выращивающей человеческий капитал внутри себя, по сути, она превращается в тюрьму.
Считается, что токсичные компании долго не живут. Тут по-разному бывает. Пример токсичной структуры, отличной от коммерческой компании, — это армия. Практически любой страны. Если кто-то считает, что только у нас ужасы творятся, смотрите «Цельнометаллическую оболочку». Жесткий прессинг (по меньшей мере, на входе). Очень быстрый профессиональный рост кадров (без комментариев, очевидно, любому служившему). Зарплаты подводят в общей картине, но и то только рядовому составу, да и в разных странах по-разному. Воспоминаний потом на всю оставшуюся жизнь — тоже, армейских баек рассказать может даже прошедший 3-х недельные сборы студент, не говоря уже двухгодичном срочнике. Знавал людей, которым в 60 лет кроме этого и рассказать нечего было.
Но если армию не выбирают, то запись о приеме на работу в трудовую книжку насильно не вписывают. Работать в такой компании или нет — решать вам. Плюсы и минусы я осветил. Мои решения в разные моменты жизни были разные.
Ну, и на сладкое история про одну девочку. У нее сбылась мечта большинства девочек — она стала принцесой. Самой настоящей. Но жизнь во дворце оказалась совсем не сказочной, а скорее токсичной, и они с мужем приняли решение покинуть семью. До этого о таком слушал только в сказках типа "Бременских музыкантов". После такого поступка появился глагол «смеганмарклить» — уйти из токсичной среды, пусть даже с серьезными материальными потерями.