Найти тему
УЧИМСЯ ДОМА

А Вы умеете читать?

Оглавление

Сегодня смотрела очередное видео "Школа - конвейер дураков? Психолог Людмила Ясюкова."

Одной из претензий учителя к моей дочки было то что она плохо читает. В чем же выражалось плохо? Медленно (по нормативам) и произносила слова не по фонетическому звучанию, а как написано (кстати это учитель даже толком сформулировать не могла, говорила что она читает по слогам).

-2

Итак последнее из заданий, которое мы получили перед уходом на семейное образование- выразительно прочитать отрывок "У лукоморья дуб зеленый". Давайте вспомним сколько там слов и оборотов, которые мы не применяем в разговорной речи. Уже со второго раза дочка тараторила стих. Я спросила её, понимает ли она что читает. Все ли слова ей понятны? Конечно же нет. Тогда я попросила прочитать её отрывок, останавливаясь на каждом слове значение которого она не понимает. Останавливались мы в среднем через строку. По итогу значение слов я ей пояснила, а вот значение происходящего она так и не поняла. Как богатыри могли выходить из моря, что за дядька с ними и прочее. Так что же оценивает школа?

Пример расстановки причинно -следственных связей ребенка.
Пример расстановки причинно -следственных связей ребенка.

Итак цитирую Ясюкову "Читать школа не учит- учит озвучивать". Дети оттараторив непонятную скороговорку не включают ни логику, ни причинно-следственные связи. Вы думаете это влияет на оценки по русскому и литературе? НЕ А! Ребенок может быть даже отличником, имея неплохую визуальную и ассоциативную память. Например моя дочка слушает со мной довольно много музыки на английском и ролики на ютуб на китайском. Часто она даже повторяет некоторые слова или фразы. Как вы думаете она скоро заговорит и будет понимать на этих языках? Так с чего учителя взяли, что заучивая наизусть и читая выразительно и громко тексты дети развиваются?

А вот на что реально влияет неумение читать, так это на науки. Прочитав правило по математике, русскому и пр., и даже выучив ребенок абсолютно не в состоянии их применять. Логическая связь разрушена. Прочитав задачу Вы сможете сформулировать не глядя в учебник на какой вопрос нужно ответить? А ребенок?

А фонетика, которой начинают учить с первого класса (бывает хуже с садика). Ребенку у которого еще не сложились логические связи на равне представляют как верное написание и произношение слогов и слов. У него в мозгу фиксируются как одинаково правильные и фонетичекое написание и словарное.

Предмет "Окружающий мир" Ясюкова вообще назвала "Окрошка неизвестно из чего", человек который составлял эти учебники сам страдал проблемой понимания причинно-следственных связей.

Она приводит свой пример, я же приведу свой. Напомню на дворе 21 век. По картинке ребенок должен понять взаимное влияние живой и неживой природы. На картинке поляна с бутонами цветов, из туч идет дождь и летят птички. Когда мы с мужем посмотрели ответ в ГДЗ долго смеялись. Ласточки летают низко к дождю. Ага, черная кошка перешла дорогу к беде. Пришлось рассказать ребенку всю логическую цепочку происходящего начиная с того почему мошка перед дождем жмется ближе к траве. правда у Ясюковой тоже пример яркий про изучение следов животных детьми во втором классе.

Сегодня проходили демо версию теста по математике. И там мы нашли несколько вопросов страдающих наличием логики. К счастью ЦПСО принимает претензии по адекватности вопросов и передает их в комиссию, которая занимается их составлением. К слову несмотря на это тест дочка сдала. по некоторым вопросам мы с мужем согласились с ее логикой.

Еще мне понравилось, что когда приходят поступать в центр Ясюковой , она спрашивает у будущего ученика "Зачем учиться?". Зачастую ребенок по заученому отвечает "Чтобы приобретать знания". На что она просит родителей ответить на пару вопросов по химии или биологии.

"Дети ходят в школу чтобы научиться думать." Выготский Л.С.

Но давайте не будем огорчаться, да школа стала конвейером, да все аттестованные (даже частные) школы обязаны соблюдать установленную государством программу (маршируем в ногу). Выход который она предлагает. Во первых учить детей читать до школы (пока не испортили), во вторых читать молча (ни какого чтения на скорость громко и выразительно), в третьих переходить на СО (причины даже не надо озвучивать "Мы так решили"), родителям объединяться в группы( можно в интернете) и совместно находить стоящих преподавателей и платить им в складчину (чтобы было реально оплачивать). Начальную же школу ребенку реально дать самостоятельно, прислушиваться к таким специалистам как Ясюкова, делать выводы и исправлять ошибки, если они уже сделаны.

-4

Беседа конечно же длинная, но там много того что приоткрывает завесу современного образования. На самом деле разговор эти 2 часа далеко не о чтении. Мне например стало очень многое понятно, что раньше удивляло. Если попадаются научные термины, так гугл нам в помощь.

Например я сегодня уточнила для себя понятия:

-Когнитивное развитие (от англ. Cognitive development) — развитие всех видов мыслительных процессов, таких как восприятие, память, формирование понятий, решение задач, воображение и логика.

-Чте́ние — совокупность практик и процедур работы с письменным текстом и непосредственно процесс работы с текстом, направленный на извлечение из него информации, на восприятие текста и его понимание.

Итак день второй на СО, полет нормальный. Становится все интереснее.

-5