Найти тему
Ритм Евразии

Как живёт постсоветское Содружество под ударами пандемии и коронакризиса

Мировое пространство проводит 2020 год под знаком пандемии коронавируса и кризиса, вызванного ею. Страны мира вынужденно реагировали на этот вызов жёсткими карантинными мерами, причём эта реакция зависела от эпидемиологической ситуации и экономических возможностей. В бывших республиках СССР по-разному справляются с последствиями ощутимых ударов коронакризиса. Вторая волна заболеваемости, зафиксированная повсеместно, рискует отбросить на много лет назад развитие стран СНГ, особенно тех, которые не располагают нужными ресурсами для восстановления и поддержки национальных экономик и социального сектора.

Москва с начала эпидемии коронавируса начала помогать государствам Евразийского экономического союза и – шире – Содружества Независимых Государств в борьбе с инфекцией. Находящиеся в непосредственном соседстве, с протяжённой границей и тесными контактами республики получают от России тест-системы для диагностирования COVID-19, туда направляется научно-методическая и материально-техническая помощь.

По странам СНГ и ЕАЭС распределяют помощь врачебных бригад, мобильных лабораторий. Российские специалисты стремятся исследовать проникновение инфекции в труднодоступных районах Армении, Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Узбекистана и других республик. В начале мая было подписано Соглашение о сотрудничестве в области санитарной охраны территории государств-участников СНГ и Соглашения о сотрудничестве государств-участников СНГ по предупреждению и реагированию на чрезвычайные ситуации в области общественного здравоохранения санитарно-эпидемиологического характера, разработанные Роспотребнадзором, который активно содействовал заключению данных договорённостей.

Что касается ЕАЭС, то ради прочной координации предпринимаемых противовирусных мер тогда согласовали Комплексный план по предотвращению распространения нового коронавируса и иных инфекционных заболеваний на территории Союза. В документе подразумевается разработка единых методов проведения лабораторных исследований, общего системного мониторинга за опасными инфекциями, также предусматривается проведение межгосударственных учений, подготовка кадров и научные исследования в области вакцин и диагностических тест-систем.

Государства-участники СНГ и ЕАЭС наладили постоянный контакт профильных ведомств по координации мер предотвращения активного распространения болезни по своей территории. Тем не менее каждая постсоветская страна вырабатывала собственную стратегию защиты от коронавируса и коронакризиса. Сказываются разорванные или ослабевшие связи между постсоветскими странами. Украина за несколько последних лет практически расторгла контракты с СНГ, а Россию объявила «страной-агрессором». Другие республики тоже произвели собственный «внутренний передел».

Канва Средней Азии на фоне коронавирусной эпидемии

Эксперты ещё весной предупреждали, что разные подходы по сдерживанию распространения новой инфекции в Средней Азии скажутся негативным образом. Так и произошло, хотя государствам региона долгое время удавалось избегать появления коронавируса. Дело в том, что благополучие республик зависело от их готовности к испытаниям и вызовам не только инфекционным. Если Узбекистан и Казахстан смогли сравнительно безболезненно преодолеть первую волну и её последствия, то, например, Киргизия и Таджикистан столкнулись не только с нехваткой лекарств, врачей и клиник, но и средств из казны на антикризисные меры. В результате на данный момент лишь имеющие «подушки безопасности» Нур-Султан и Ташкент могут относительно свободно смотреть в будущее, даже на фоне второй волны заболеваемости.

Что касается экономических последствий удара коронавируса, тут сбылись негативные прогнозы по Киргизии, где произошла очередная революция и сменилась власть. Это лишь усугубило положение в пошатнувшейся экономике: страна в долгах и экономическом тупике. Такая же ситуация в проблемном Таджикистане и Туркмении. Поэтому сложно делать прогнозы о влиянии эпидемии на процессы интеграции Средней Азии (в рамках ЕАЭС, ОДКБ, либо по линии согласованного руководством России и Китая сопряжения ЕАЭС и проекта «Один пояс – один путь»), ситуация в странах региона весьма противоречива.

Шкала войны и кризиса для Закавказья

В Закавказье ситуацию с коронавирусом и коронакризисом в конце сентября усугубил вновь вспыхнувший конфликт Армении и Азербайджана в Нагорном Карабахе. Стоит отметить, что в Армении – самая сложная ситуация с заболеваемостью, при ослаблении карантинных мер в сентябре заболеваемость вновь начала расти. С началом боевых действий в Нагорном Карабахе стал страдать бюджет. Экономические аналитики прогнозируют армянскому бюджету дефицит по итогам года, равный около 459 млрд драмов (7,4% ВВП), или на 134,8 млрд драмов больше, чем в апреле, когда принимался предыдущий пакет изменений. Латать дыру будут, очевидно, новыми кредитами.

Азербайджан сумел удержать кризис в среднестатистических рамках. По причине боевых действий власти страны оставили границы закрытыми, а карантин продлён до 2 ноября. Чего не скажешь об экономике, которая находится под негативным влиянием не только пандемии, но и падения цен на нефть. Лишь при помощи ресурсов Государственного нефтяного фонда И. Алиеву и правительству удаётся пока гасить негативные процессы в экономике.

В Грузии не зафиксировано ковидных кошмаров. Относительно лёгкая первая волна пандемии не заставила грузинские власти отказывать населению в мерах поддержки. Антикризисные меры с начала апреля, внедрённые экономическим блоком правительства, стоили бюджету страны 3,4 млрд лари, или порядка $ 1 млрд. Но и нельзя игнорировать ухудшение прогноза падения ВВП по итогам года с прежних 4% до 4,9%, недавно озвученное правительством Грузии.

Украинско-молдавские перипетии при пандемии коронавируса

Правительство Украины также вводило меры по борьбе с распространением коронавируса по своей территории. Они сказались негативным образом на экономике и социальной ситуации в республике. Использованные властями Украины приёмы борьбы с коронавирусом и преодоления последствий его на экономику носили здесь несистемный характер, да и эффекта не достигли. С начала пандемии Киев сформировал в помощь здравоохранению фонд в примерно 65 млрд грн. (около $ 2,5 млрд).

Минус в том, что средства доходят до нужных целей очень медленно. К началу октября из собранных денег израсходовали всего 28,2 млрд грн. Украинское правительство не спешит расходовать фондовые накопления неспроста, ведь за текущий год снова пришлось идти на поклон к иностранным кредиторам.  Отдельно стоит сказать, что от российской помощи в преодолении коронавируса Киев отказался сразу, а сейчас не желает закупать вакцину российского производства.

Негативно повлияли на страну и многие иные факторы: неблагоприятная погода, приведшая к неурожаю, карантинные ограничения других стран, которые сдерживают экспорт. Украинские гастарбайтеры вынуждены были в большинстве своём вернуться домой. Поскольку выезд на заработки стал невозможен, на внутреннем рынке труда возникли серьёзные проблемы, что потребовало значительной государственной поддержки на сумму почти 6,7 млрд грн. Безработных на Украине стало больше по сравнению с минувшим годом на 67%, их число выросло до 427 тыс. человек. Причём описанные последствия были вызваны первой волной, а ныне нарастает и вторая, которая может вызвать новые карантинные ограничения и запреты.

Завершает общую канву евразийского пространства Молдавия. Она оказалась одной из самых пострадавших от коронакризиса на постсоветском пространстве. Всего к середине октября количество заболевших составило здесь 63 тыс. человек, умерших – примерно 1,5 тыс. Кишинёв ввёл режим ЧП в сфере здравоохранения позже всех, 15 мая, а отмена в конце сентября стала причиной нового роста числа заболевших.

Правительство республики не нашло ничего иного для решения экономических проблем, кроме иностранных кредитов. Даже накануне предстоящих 1 ноября выборов президента страны власти не смогли отказаться от займов. В апреле текущего года МВФ выделил кредит в $234 млн, за которым сразу начались переговоры о новом выделении средств на следующие полгода. ВВП РМ после первого полугодия сократился на 7,2%, это один из худших показателей на постсоветском пространстве.

В целом, как видим, на постсоветском пространстве складывается неблагоприятная обстановка, а осенне-зимний период, по прогнозам медиков, лишь усугубит трудности и опасности, связанные с новой волной коронавируса.

Оригинал статьи размещен здесь