Для тех, кто не в теме - ОГЭ и ЕГЭ сдаются в разное время. ОГЭ - после 9 класса, ЕГЭ - после 11-го. И ЕГЭ являются не столько экзаменами выпускными (только два из них - русский и математика, без них аттестат не получить), сколько вступительными. Отсюда - профильные предметы, определенный набор дисциплин, которые дети в старших классах изучают более углубленно. То есть цель ЕГЭ мне ясна, это стремление поступить в ВУЗ, получить высшее образование.
Но вот куда "пихнуть" ОГЭ после девятого класса с его двумя опять-таки обязательными (русский и математика) и двумя предметами по выбору? Ладно, с русским и математикой опять-таки все довольно просто - это показатель того, как дети усваивают программу. В принципе, представляет интерес для будущих десятиклассников. Тем же, кто идет в колледжи, и эти предметы по большому счету не нужны.
А вот что касается экзаменов по выбору, так это просто непонятная и не близкая мне придумка. Мы через это уже прошли в 9 классе, нервы, собрания, сдаст и как сдаст, и только после всей этой круговерти пришел логичный, в общем-то, вопрос: для чего?
Для детей, которые идут в колледжи, важен средний балл аттестата. И какая-то случайная ошибка может перечеркнуть все старание ребенка на протяжении нескольких лет. Ну, допустим, нет у ребенка способностей к русскому языку - не заложили базу, или дислексия какая-нибудь с дисграфией вмешались. Но он в математике "сечет" лучше многих взрослых. И его учителя "вытягивают" его на 4 по русскому. Но на ОГЭ он этот результат не осилит, это понятно. В аттестат же идет среднее арифметическое, то есть может там оказаться и не 4.
Или ребенок идет в 10 класс. Он знает, что останется в этой школе. Или перейдет в другую. Вот тогда вообще непонятно, зачем ему (да и школе его) этот ОГЭ?
Да, конечно, многие скажут, что это репетиция ЕГЭ, что пусть, мол, привыкают и взрослеют, набираются опыта и ответственности. Что у нас непрерывность образования, и если ребенок в 9 классе сдал биологию, то ему легче ее будет сдавать в 11... Но я вас умоляю - 17 лет и 15 лет... Это две очень большие разницы... И не факт, что в 11 классе дети выберут те же предметы, что выбирали 2 года назад. Не факт, что станут более ответственно относится к этим экзаменам - напротив, в большинстве своем с легкостью пройдя ОГЭ, с той же легкостью отнесутся к ЕГЭ.
Мне кажется, что если делать ОГЭ репетиционным, приучающим к такой форме экзаменов, то его надо оставить. Но сделать не обязательным, а по желанию. Кто хочет - тот идет, пробует свои силы. А не гнать всех на ОГЭ, как жертв системы образования. В первую очередь, система должна работать на детей и для детей. Хотя она и государственная...