По многим просьбам сегодняшний разбор я посвящаю костюмам фильма "Кэрол". Посмотрим, как стиль героинь поддерживает исторический контекст и является отражением их характеров.
"Кэрол"- история о любви, которая меняет всех, кто оказался задействованным. И клетка, присутствующая в костюмах большинства, похожа на особую метку.
Все начинается с одной пары, ребят, казалось бы, привязанных друг к другу. Смотрите, как их красные клетчатые шарфы оказываются связывающим звеном, выделяющим героев из общей массы:
Можно ещё разглядеть, что выдает костюм о каждом из этих героев. Например, он, еще совсем молодой, но в темное пальто выдает устойчивость и серьезность. Зато она в игривом цветном берете - еще девочка, которой только предстоит найти себя и понять, кем она хочет быть во взрослой, настоящей жизни.
История "Кэрол" о женской любви. И первую встречу двух героинь художники по костюмам иллюстрируют как любовь с первого взгляда. Костюмы здесь демонстрируют разницу [в возрасте, в статусе] и вместе с тем взаимное притяжение.
Изысканный наряд Кэрол [Кейт Бланшетт] подчеркивает разницу в возрасте и социальном положении: от винтажной сумки из страусиной кожи до тщательно подобранных украшений и норковой шубы, специально сшитой для фильма.
И вместе с тем у Кэрол коралловая шляпка на голове, символизирующая, что о любви все мысли в её голове. Усиливает впечатление и шарф того же цвета. Нужно сказать, что, выбрав именно коралловый художники сделали очень изящный выбор!
Оттенок пользовался особой популярностью в начале 50х, когда происходит действие фильма. Модными были не только коралловые вещи, но также лак для ногтей, украшения, помада. Что делает образ Кэрол точным исторически.
Коралловый (аналог розового, но не такой очевидный), передает оттенки чувств - еще не яркая любовь, не страсть, а только зарождающееся чувств. Для сравнения посмотрим, как эволюционирует образ героини, когда влюбленность перейдет в любовь и окрасится чувственностью:
Пока же влюбленность окутывает героиню, добавляет в её жизнь красок. В соответствии с этим она выбирает наряд для своего "первого свидания" - коралловые акценты в буквальном смысле оживляют её серый образ!
И обратим внимание на следующую деталь, украшение, чье значение будет понятно позже.
И если новое знакомство наполняет жизнь Кэрол яркими переживаниями и цветами, то отношения с мужем лишены красок и чувственности. Костюмы героини передают это с буквальной точностью. Так, уже после свидания, оживленный наряд Кэрол трансформируется и теряет все свои краски, как только она оказывается в объятиях мужа.
Ещё одна деталь: все "семейные" образы дополнены украшениями крупными и солидными, отражающими богатство и статус, но похожими на кандалы. Как брак с нелюбимым мужчиной сковывает героиню (*этот костюмный прием я уже отмечала, когда анализировала костюмы "I am love" с Тильдой Суинтон).
В этой семейной жизни для героини радость - её дочь, которую одевают так, чтобы сделатб ярким и живым пятном на фоне общей грусти:
Похожую радость приности Кэрол объект её влюбленности.
Учитывая солидную разницу в возрасте, создатели фильма не могут удержаться от аналогии, которую подчеркивают в том числе благодаря костюмам (и клетке!). В платьях Кэрол выглядит взрослой, роскошной, опытной. На таком фоне молодая девушка в скромном платье в мелкую клеточку выглядит маленькой неопытной девочкой.
Отдам художникам по костюмам должное. Им удалось избежать "ловушки очевидности" и не превратить главную героиню [более опытную и сильную, направляющую и проявляющую инициативу] в классического "буча". Сильная сторона Кэрол не лишена элегантности и даже в пижаме (клетчатой!) она напоминает Кэтрин Хэпбэрн (которую та же Кейт Бланшет играла в "Авиаторе"):
При этом от образа веет "ян"-энергетикой: пижама намеренно похожа на мужской костюм в крупную клетку.
Для юной героини [Руни Мара] это также история взросления. И её стиль эволюционирует в результате связи с взрослой и опытной женщиной. От полудетских костюмов она переходит к образам более изящным и рафинированным.
И даже становится похожей на Одри Хэпберн, отдавая таким образом дань моде.
И это взросление позволяет двум героиням вести диалог на новом уровне, в том числе и в контексте костюмов:
И здесь самое время вернуться к обещанной расшифровке украшения Кэрол:
Помните эту, казалось бы, просто декоративную деталь, украшавшую наряд Кэрол? На первом свидании она все еще была одна, не имеющая равного себе партнера. А теперь внимательно посмотрите на украшение во время последней встречи двух женщин (см. фото выше). Теперь на груди у Кэрол две броши, как будто замыкающие круг, фактически образующие одно целое.
На этой символично оптимистической ноте у меня сегодня все.
А вы смотрели "Кэрол"? Обратили внимание на "говорящие" костюмы фильма?