Недавно я прочитала книгу Кэти Хирш-Пасек «Эйнштейн учился без карточек». Хочу поделиться с вами интересными фактами из первых трёх глав этой книги.
В книге развеиваются разные мифы про обучение и развитие, которыми так любят оперировать хитрые маркетологи. Например, миф «после трёх уже поздно». Оказывается, что слишком амбициозные программы раннего развития могут привести к тому, что у мозга не хватит ресурсов на развитие тех отделов, которые могут в будущем понадобиться для творческой работы.
Вместо развивающих занятий авторы советуют гулять с ребёнком и просто общаться, занимаясь повседневной деятельностью.
Как дети осваивают числа
К 2.5 годам большинство умеют назвать небольшую последовательность чисел, например «1,2,3,4». Если им показывают набор из 3 шариков, они могут в ответ составить такой же набор из трёх шариков. К 4 годам дети могут заметить, когда другой человек ошибся в счёте. Они умеют сравнивать наборы предметов. Они могут понять, что один набор больше, чем другой, но меньше, чем третий.
К 5 годам дети начинают настоящие расчёты. Авторы советуют проверить, понимает ли 5-летний ребёнок «продолжение счёта». Для этого надо разделить 5 игрушек на два набора (2 и 3 предмета). Попросить ребёнка пересчитать набор из трёх предметов, а потом добавить набор из двух и спросить: «А сколько теперь игрушек?» Начнёт ли ребёнок счёт заново или будет досчитывать?
5 принципов счёта, которые должен освоить ребёнок
1) Принцип однозначного соответствия. Один предмет получает только один числовой ярлычок. Большинство усваивают к 2.5 годам
2) Числа имеют фиксированный порядок: «1,2,3», а не «2,1,3».
3) Число предметов в наборе соответствует последнему названному числу.
4) Принцип абстракции. Можно считать всё, что угодно: туфли, машины и т.д.
5) Принцип иррелевантности порядка. Неважно, с какого места начинать отсчёт.
Как тренировать математические навыки
Для того, чтобы тренировать счёт, в книге советуют постоянно пересчитывать вместе с ребёнком разные настоящие предметы, от червяков до кусков пирога.
Чтобы освоить сложение и вычитание, дети должны понять концепцию числового луча. А для этого нужно играть в настольные игры с бросанием кубика. Можно придумать свою собственную игру. Нарезав полоски бумаги и сделав на них отметины, представляющие числа от 0 до 50, дети могут следить, как их фишки движутся к цели по числовому лучу. Искушенный родитель может даже писать указания в клетках, например «вернись назад на 2 клетки», чтобы ребёнок мог усваивать отношения между сложением и вычитанием.
После прочтения этой книги я придумала три математических игры для трёхлеток:
https://zen.yandex.ru/media/nemama/zachem-igrat-v-karty-s-trehletkoi-5f4a184c157070066dd10259
А в какие математические игры играете вы? Делитесь в комментариях :)