И вот так, в мгновение ока и будто бы по мановению волшебной палочки, культовая фолк-металлическая группа Saltatio Mortis внезапно превратилась в немецкий эквивалент Dropkick Murphys. И если вы думаете, что я перебарщиваю или рублю-с-плеча, то вам стоит послушать "Für Immer Frei" - их новый альбом, который представляет нам коллектив в совершенно ином свете - да и воспринимается он нынче по-новому.
Правда, конечно же, я не могу сказать, что этот переход к панковским ритмам и соответствующей мелодике был внезапным. Зачатки нового стиля были видны в творчестве Saltatio Mortis ещё на такой роскошной записи как "Das Schwarze IXI". На следующем альбоме "Zirkus Zeitgeist" панк занял уже примерно четверть в общий жанровой пропорции, а на записи 2018 года, "Brot Und Spiele" он расползся уже на добрые пятьдесят процентов. Панк распространялся по музыкальному телу группы Saltatio Mortis подобно раковой опухоли, которая подчиняет себе здоровые клетки и ввергает своего носителя в настоящую болевую агонию. Только вот вместо того, чтобы эту опухоль лечить или удалять, музыканты из Saltatio Mortis решили принять её как своего близкого друга. Действительно, подобная жанровая трансформация может быть объяснена исключительно новыми интересами инструменталистов, а никак не желанием прорваться в международные чарты. Всё-таки наиболее известным песнями Saltatio Mortis до сих пор остаются "Tote Augen" и "Wachstum Über Alles", которые не имеют к панку ровно никакого отношения. Так что если бы музыканты хотели покорять мировые чарты, то они бы капитализировали именно на своём более старом творчестве - тяжёлом, мелодичном, доступном и достаточно изобретательном фолк-металле с шарманками наперевес. Однако нет - "Für Immer Frei" окончательно объял идею немецкого фолк-панка, и теперь нам, как слушателям, с этим надо как-то жить.
Скажу честно, я может немного и расстроен подобным подходом музыкантов, но всё-таки готов признать, что прошлые их две записи (уже упомянутые мною "Zirkus Zeitgeist" и "Brot Und Spiele") были очень даже неплохи, даже если и не удовлетворяли на все сто процентов. Так что можно рискнуть предположить, что на "Für Immer Frei", наконец-то достигнув искомого ими жанра, Saltatio Mortis смогут подарить нам пластинку роскошную от начала и до конца.
И, действительно, "Für Immer Frei" оказывается действительно добротной записью - она тем более выигрывает на фоне "Brot Und Spiele", которая, при всех своих достоинствах, производила впечатление несфокусированной и даже экспериментальной записи - будто музыканты метали кости в Книге Дней и пытались увидеть свою будущую судьбу. На "Für Immer Frei" Saltatio Mortis наконец-то поняли, чего они хотят и буквально сгруппировались, выдав свой самый сбалансировнный альбом за последнее время. Более того, каждая песня буквально взрывается от энергетики и внушает в слушателя чувство разгула и повального оптимизма. Слушая открывашку в лице "Bring Mich Zurück" я невольно чувствую себя оказавшимся на фолк-фестивале, где сотни полных и волосатых мужиков буквально бросаются в пляс и прыгают козликом по всей концертной площадке. Пиво, эль и сидр льются рекой, а особо упитый язычник в отдалении возносит хвалу Перуну... Хотя постойте. Это здесь лишнее.
В отличие от многих современных фолк-энтузиастов, Saltatio Mortis всегда ориентировались не на языческо-нордическую музыку, а на европейские средние века. Если уж так говорить, то начинали он свой карьерный путь с такого жанра как Neo-Medieval, и лишь потом в их музыку проникли электрогитары и известная всем нам роковая ритм-секция. И это, честно говоря, большой плюс, так как лично мне уже порядком осточертела нордическая мифология и соответствующая фолковая музыка - количество подобных музыкальных коллективов превышает все мыслимые и немыслимые пределы и это не может не нервировать. Так что не только этот альбом, но и всё творчество Saltatio Mortis были для меня сродни глотку свежего воздуха.
Относительно наиболее выразительных песен, мне бы очень хотелось выделить агрессивную и ритмичную "Palmen Aus Stahl" с её достаточно абсурдным и юмористичным текстом и жизнеутверждающую "Mittelfinger Richtung Zukunft", где музыканты в очередной раз рассуждают относительно тщетности прогресса (на прошлых альбомах они уже не раз рассуждали на тему того, что "раньше было лучше", так что для них это вполне адекватная риторика). Сингл в лице "Loki" (да, согласен - тут Saltatio Mortis и правда обращаются в степи нордической мифологии, но музыка и подача остаются классическими для коллектива) тоже достаточно хорош и радует своей триумфальной мелодией.
Конечно, не все треки на альбоме работают с одинаковой эффективностью. "Für Immer Jung" слишком уж сильно ударяется в полноценный панк, а "Neustart Für Den Sommer" кажется излишне инфантильной и даже какой-то наивной. Так что даже при том, что Saltatio Mortis наконец-то определились с жанром, они так и не смогли добиться стопроцентно впечатляющего звучания. Тот же самый "Zirkus Zeitgeist" лично мне казался гораздо более цепляющей записью, что и говорить о "Das Schwarze IXI". Однако "Für Immer Frei" всё-равно можно смело назвать очень качественной и впечатляющей работой с целой россыпью весёлых и зажигательных хитов - Saltatio Mortis определённо хороши в том, что они делают.