Волчья цепь
Волчье логово! Вот так добыча…
Выстрел круче, чем волчий оскал.
И волчонок… В мать морду тыча,
Кровь зачем-то на ране лизал.
А почём волчья кровь? А почём ко
Волчья сыть, как куриная слепь?!
От убитой волчицы волчонка
Чтоб «не сбёг», посадили на цепь.
Волчья шкура не дорого стоит.
Волчья кровь… И собаки верней.
Да приручит её, кто отспорит
Волчью душу у волчьих корней!
Волк, как пёс, на луну не лает,
Да глаза его косо глядят…
Да и кто его, волка, знает,
Что там корни ему трындят?
Так и мы… В не отмщенной крови,
Будто кто подскажет: не верь.
Волк-добытчик в расстрельном зове,
Где в нём ты, человек, где зверь?
Кому цепь, кому точный выстрел.
Чтоб забыл... Да чтоб ел с руки!
Чтоб никто ни о чём не мыслил,
Чтоб... до старости..., как щенки.
18.11.2020.
Образ волка, как народа-добытчика
Вероятно, наши предки были мудрее, чем мы, и на любой проступок ребёнка всегда находилась нужная сказка, позволяющая ребёнку самому, без назидания взрослых, посмотреть на свой поступок со стороны и в своей Душе дать ему правильную оценку. Ведь в каждой сказке, как известно, есть подсказка. В этом её смысл! Даже слово «подсказка» произошло от слова «сказка». Но, на мой взгляд, сказка «Иван царевич и серый волк», при всей её многовековой детской любви, сегодня, как никогда, актуальна, прежде всего, для взрослых.
В сказке «Иван-царевич и серый волк» два главных героя: Иван-царевич, как образ молодого, нарождающегося, светлого, но не опытного начала в управлении державой, и серый волк, как образ народа-добытчика. Образ волка не случаен. Волк на Руси был тотемным зверем, что тоже не случайно. Волк – зверь верный, умный, выносливый, который привык охотиться соборно, в стае. Волки не меньше, чем собаки верны вдружбе, привязанности и любви. Если Вы посмотрите, как зимой стая волков движется след в след, вы заметите, что первыми идут старые и больные волки, за ними - пять самых сильных волка, затем молодёжь и все остальные, в арьергарде колонны ещё пять самых сильных волков и замыкает движение вожак стаи, который наблюдает и контролирует ситуацию. Старых и больных волков пускают вперёд не случайно – чтобы они не отстали и не погибли, по ним выбирают скорость движения. Вот где соборность и взаимовыручка!
В наше время Вы никогда не увидите волка, в отличие от того же медведя или даже льва, выступающим на арене в цирке. Почему? А потому, как волк слишком горд и независим! Именно в своих лучших качествах волк так похож на русский народ – народ-добытчик. И мне, как поэту, проще рассказать об этом на "своём " языке - языке стиха
Зов предков
Во мне ещё живёт добытчик Волк...
Да жмёт ему моя собачья шкура.
Ах, серый Волк, ну не возьму я в толк,
К чему во мне так двойственна натура?
Ты Волк... И обнажаешь ты клыки,
И посылаешь всех к едрене фене.
И сразу ясно всем, что не с руки
Тебя кормить на цирковой арене.
Ну что ты пялишь жёлтые глаза?!
Плевать тебе... А пёс и взгляд отводит.
Ну что молчишь? Ведь мог бы рассказать
Ему о том, как сладко на свободе.
Где есть закон "Лежачего не бьют",
Где слово "честь" - не слово, а добыча!
Да пёс - на то и пёс, что за уют
Он на работу ходит, как на кичу.
Ну как, скажи, мне вас приноровить?
Собаку с волком в ездовой упряжке.
Я Волк... И я по-волчьи буду выть.
Я Пёс. И мне от волчьей песни... Тяжко.
Иван-царевич не опытен и подвержен соблазну, он вопреки наказу мудрого волка берёт вместе с конём дорогую уздечку, а вместе в Жар-птицей золотую клетку. И уздечка, и клетка – символ неволи, поэтому, взяв их себе, он вынужден выполнять чужую волю - волю тех, кому они принадлежали. И только мудрый волк знает, как надо поступать правильно, чтобы обрести в своей жизни и коня, как символ материального благополучия, и жар-птицу, как образ воплощённой мечты, и будущую жену, как образ одухотворённости родного очага и продолжения рода.
Серый волк потому так верно и служит Ивану-царевичу, что видит в нём его светлое и доброе начало! И когда корыстные и вероломные братья Ивана его убивают, волк заставляет вещего ворона найти средство, чтобы вернуть Ивана-царевича к жизни. При этом, мёртвая вода, которой они смочили раны на теле Ивана-царевича – это символ истинных забытых народных знаний , а живая вода – символ добрых практических дел по воплощению этих знаний на общее благо!
В сказке "Иван-царевич и серый волк" серый волк показан героем не просто положительным. Судя по содержанию, сказка написана во времена ведической Руси, когда русичи больше охотились и занимались земледелием, чем выращивали скот на убой. Поэтому волк не воспринимался, как грабитель, который режет домашний скот, а как такой же охотник, как и человек. Вероятно, по этой причине и человек и зверь относились друг к другу с уважением. В этом взаимном уважении причина тотемности волка в мировоззрении славян ведической Руси. В сказках более позднего периода, человек, утратив былую близость к природе, меняет своё представление о её обитателях, и, как результат, появляются сказки, в которых волк показан отрицательным и даже глуповатым персонажем, как, например в сказке немцев братьев Грим "Волк и семеро козлят", в сказке француза Шарля Перо "Красная шапочка" или в русской народной сказке более позднего периода "Лиса и волк".
Охота на волков
На сегодняшний день Россия – умирающая страна. И русский народ – народ умирающий. Буквально недавно я посмотрел в ютубе документальный фильм «Дети Света» о детях индиго. Так вот в этом фильме приводится такая статистика: в России на каждую тысячу человек каждый год рождается 10 человек и 15 человек умирает. Около 20% от общего количества умерших – дети и подростки. Основные причины детской смертности – это заболевания раком и инфекционные заболевания. И при этом девушки и молодые женщины, которые ещё не рожали курят, как одержимые. Да как же после этого дети не будут болеть?! Вот бы нам такую мёртвую воду да воду живую! Только оживлять надо уже не сказочного царевича, а самих себя, ибо мы - народ-добытчик! А впрочем, хорошо бы нам в Россию и такого сказачного Ивана-царевича - честного, искреннего и светлого в своих мыслях и поступках.
И невольно вспоминается "Охота на волков" Владимира Высоцкого... Песня о народе-добытчике... 20-го, да и 21 века.
Рвусь из сил — и из всех сухожилий,
Но сегодня — опять как вчера:
Обложили меня, обложили —
Гонят весело на номера!
Из-за елей хлопочут двустволки —
Там охотники прячутся в тень, —
На снегу кувыркаются волки,
Превратившись в живую мишень.
Идёт охота на волков,
Идёт охота —
На серых хищников
Матёрых и щенков!
Кричат загонщики, и лают псы до рвоты,
Кровь на снегу — и пятна красные флажков.
Не на равных играют с волками
Егеря, но не дрогнет рука:
Оградив нам свободу флажками,
Бьют уверенно, наверняка.
Волк не может нарушить традиций —
Видно, в детстве, слепые щенки,
Мы, волчата, сосали волчицу
И всосали: нельзя за флажки!
И вот — охота на волков,
Идёт охота —
На серых хищников
Матёрых и щенков!
Кричат загонщики, и лают псы до рвоты,
Кровь на снегу — и пятна красные флажков.
Наши ноги и челюсти быстры —
Почему же — вожак, дай ответ —
Мы затравленно мчимся на выстрел
И не пробуем через запрет?!
Волк не может, не должен иначе.
Вот кончается время моё:
Тот, которому я предназначен,
Улыбнулся и поднял ружьё.
Идёт охота на волков,
Идёт охота —
На серых хищников
Матёрых и щенков!
Кричат загонщики, и лают псы до рвоты,
Кровь на снегу — и пятна красные флажков.
Я из повиновения вышел:
За флажки — жажда жизни сильней!
Только — сзади я радостно слышал
Удивлённые крики людей.
Рвусь из сил — и из всех сухожилий,
Но сегодня — не так, как вчера:
Обложили меня, обложили —
Но остались ни с чем егеря!
Идёт охота на волков,
Идёт охота —
На серых хищников
Матёрых и щенков!
Кричат загонщики, и лают псы до рвоты,
Кровь на снегу — и пятна красные флажков.
Если публикация понравилась, не забывайте поставить лайк (палец вверх) и поделиться с друзьями в соц. сетях. И, конечно, подписывайтесь на канал. Всем сибирского здоровья и прекрасного настроения!