Найти тему

Новая техника десанта: багги «табуретка», легкий броневик и др. (2-я часть)

Продолжаем тему новинок специальной техники для десантников: расскажем о аэро-багги и 2-х тонном броневике «Ласок», который эксклюзивно удалось увидеть на испытаниях, ведь в сети реальные фото броневика – Отсутствуют, а также о др. машинах.

Новый десантный багги с индексом МАА (фото 1 и 2), для перевозки на борту вертолета Ми-8 сделан низкорослым, и по высоте даже немного ниже «Нивы» («Lada 4х4»), ведь на крыше, стационарно крепиться пулемет, ПТРК и пр., что существенно добавляет общей высоты конструкции. Поэтому, что бы все это «хозяйство» помещалось в вертолет Ми-8 (при высоте его грузового отсека 1,8 м), скорее всего конструкторы багги МММ и сделали его не выше легкового автомобиля.

Багги МАА уже окрестили «табуреткой» из-за его квадратной формы, малого дорожного просвета и размещения десантников как в старой шахтерской вагонетке (см. фото 2).

-2

Ведь здесь у сидящих бойцов, со стороны спинки сиденья полностью отсутствует какая-либо боковая поддержка, получается, что бойцы в движении не смогут стрелять, т.к. надо усиленно держаться, что бы на очередной кочке или просто при повороте машины – ни вывалиться из такого механического девайса.

Данные о Производителе багги и подробные ТТХ найти не удалось – видимо суперсекретная машина!

Другой военный автомобиль, для транспортировки вместе с десантом внутри вертолета Ми-8 – новая легкая бронемашина «Ласок 4-П» (снаряженная масса 2045 кг) создана в 2020 г. Ее испытания проходили в Жигулевских горах, недалеко от г. Тольятти, см. начало в 1-й части.

Мой знакомый, как специалист от другого предприятия, в числе других присутствовал на испытаниях бронемашины «Ласок 4-П» (Пикап 4х4, с салоном на 4-х бойцов), общался с Представителем фирмы-разработчика и даже посидел в салоне машины, далее пишу с его слов …

О вооружении бронемашины, в принципе не предполагалось рассказывать, т.к. про вооружение уже было в СМИ, и есть подробно на сайте Разработчика. Но на сайте нет пояснений про необычную конструкцию на крыше броневика, в виде почти плоского блина какой-то многогранной формы, что не могло ускользнуть от нашего внимания, не смотря на то, что все было наглухо закрыто брезентом.

Сначала я подумал, что это какой то радар. Но мне объяснили, что это складывающаяся башня!!!

Как уже указывалось ранее – фотографировать машину не разрешили, так как у разработчиков не завершилась регистрация Патентов на конструкцию бронемашины, поэтому описываю машину словами и без фото.

Бронемашина «Ласок 4-П» имеет легкое шасси 4х4, низкий силуэт (высота машины 1,72 м), бронестекла и бойницы по периметру, складную башню (точнее – башенную установку) и убирающийся в салон пулемет калибра 12,7 мм.

Как мне объяснили, конструкция башни, состоит из соединённых особым образом, между собой броне-пластин, которые легко складываются башенным стрелком при погрузке бронемашины в вертолет Ми-8, что бы войти в габарит высоты грузового отсека (1,8 м). А при выезде бронемашины с вертолета, броне-пластины башни «под управлением» стрелка также быстро занимают «боевое» положение.

Примерно по той же схеме работает и механизм установки с крупнокалиберным пулеметом, который также легко убирается с крыши – в салон бронемашины (но более детальное пояснение я про пулемет не получил).

По словам разработчиков: "…В легком шасси Опытного образца бронемашины «Ласок 4-П» удалось почти на 100% использовать серийные узлы и агрегаты различных российских производителей, обеспечив необходимую унификацию и снижение себестоимости Изделия". (Но при этом данный Опытный образец, почему-то «обут» в американскую резину «BFGoodrich МТ», – прим. Автора).

"…Проверенные длительной эксплуатацией на российских дорогах и бездорожье узлы ходовой части отечественного производства, обеспечивают высокую ремонтопригодностьИзделия в полевых условиях. В конструкции шасси бронемашины не применялись сложные или специальные элементы подвески". (Стоит добавить, что у упоминаемого выше багги МАА установлена специальная подвеска с изменяемым клиренсом, – прим. Автора).

…У бронемашины «Ласок 4-П», которую мы видели на испытаниях, грузовой отсек и часть бронекорпуса сзади были закрыты брезентом, передок был открыт, но посмотреть моторный отсек нам не удалось.

На вопрос о двигателе бронемашины и топливных баках, которых внешне я не увидел, Представитель фирмы-разработчика ответил, что: "Двигатель здесь пока установлен «гражданский», бензиновый, с соответствующей КПП и раздаточной коробкой, но рассматривается вопрос оснащения машины дизельным мотором: турбодизелем ЗМЗ мощностью 140 л.с, объемом 2,3 литра. Топливных бака – два, и они имеют скрытное расположение, причем малый топливный бак дополнительно защищен броне-щитками", – более детальных пояснений получить не удалось.

Возможно, двигатель и КПП стоят от «Соболя», хотя допускаю, что могли поставить мотор и от грузового УАЗ-Профи (его полная масса до 3,5 т), где устанавливается форсированный движок типа: ZMZ Pro– 150 л.с.

В комментариях к первой части, был вопрос про рациональные углы наклона броне-листов на БМ «Ласок», я тогда очень коротко ответил, а сейчас, с учетом полученной дополнительной информации, могу рассказать подробнее.

Здесь в кавычках, мне проще привести некоторые лаконичные выдержки из текста пояснений в материалах от фирмы-разработчика: " … Новые конструктивные решения по специальной конфигурации бронекорпуса были разработаны для формирования на броне-капсуле АлБМ "Ласок 4-П" эффективно-рациональных углов наклона поверхностей в целях исключения вертикальных и близких к вертикали плоскостей, что обеспечивает при заданном классе бронирования максимальное уменьшение массы машины.

С учетом этого, толщина основной брони корпуса не превышает 4,5 мм. Причем на броне-корпус АлБМ «Ласок 4-П» устанавливаются штатные элементы разнесенного бронирования, их состав и толщина зависят от класса защиты, в базе – это 4-й класс по предыдущему ГОСТу Р 50963 или в соответствующих стандартах по ОТТ-9.1.12.1-2010, опция: 5-й класс защиты, при этом толщина лобовой брони машины на отдельных участках – до 6-8 мм ". (АлБМ – Аэромобильная легкая бронемашина, прим. Автора).

Кроме этого, нам был предоставлен некоторый информационный материал, здесь выдержки из него:

"В качестве примера высокой результативности использования на бронемашинах рациональных углов наклона, приводим с пояснениями известные данные по БМП-1 (разработка 60-х годов прошлого века).

У БМП-1 лобовая броня корпуса выдерживает попадание 23-мм бронебойного снаряда с расстояния в 500 метров (бортовая броня БМП-1 в разы слабее). Для чего в лобовой (передней) клинообразной части корпуса БМП-1, верхний стальной броне-лист толщиной 7,0 мм, расположен под углом около 80° от вертикали (т.е. достаточно близко к горизонтальной плоскости), а нижний броне-лист толщиной около 19,0 мм – расположен под углом около 57° от вертикали.

Но за счет создания в передней клинообразной части корпуса вышеуказанных рациональных углов наклона передних броне-листов, приведенная толщина этих деталей по баллистическим показателям, составила соответственно: 40 мм и 39 мм.

Это значит, что 7-ми миллиметровый броне-лист (а это всего на 1,0 мм толще стальной нагрудной броне-пластины в советских бронежилетах), установленный в бронекорпусе БМП-1 под углом 80°– по приведенной толщине эквивалентен по баллистическим показателям, стальной броне-плите толщиной 40 мм, установленной строго вертикально. Данный угол расположения броне-листа в 80° – обеспечивает почти 6-ти кратное увеличение защиты, и соответственно броня выдерживает попадание 23-мм бронебойного снаряда!

Использование рациональных углов наклона броне-листов позволило на БМП-1 существенно снизить массу бронекорпуса на отдельных участках: здесь почти 6-ти кратное увеличение защиты в передней части корпуса – эквивалентно 6-ти кратному уменьшению толщины брони, а соответственно 6-ти кратному уменьшению массы броне-листов на данном участке бронекорпуса.

Нижний броне-лист толщиной – 19 мм, установленный спереди бронекорпуса БМП-1 под углом 57°, в этом случае по приведенной толщине, эквивалентен броне-плите толщиной 39 мм, установленной также строго вертикально. Такой менее острый угол расположения броне-листа обеспечивает здесь только 2-х кратное увеличение защиты – соответственно, только 2-х кратную экономию на толщине и массе брони.

Известно, что при эффективном применении на бронеавтомобиле рациональных углов наклона броне-листов корпуса, возможно, достичь снижения массы на 30% и более, а это очень весомые показатели не только в ТТХ, но и в экономическом плане.

Разнесенная структура бронирования с установкой на броне-капсулу отдельных броне-панелей, также обеспечивает дополнительное уменьшение (от 1-го миллиметра стальной брони и более) общей толщины брони в броне-пакете – без снижения класса защиты машины, что в свою очередь дополнительно уменьшает массу корпуса бронемашины.

Относительный пример по некоторым параметрам броневой стали: лист толщиной всего 4 мм и площадью 3,0 кв.м, уже имеет массу – около 110 кг …"

Добавлю, что производимый с 2004 г. бронеавтомобиль «Тигр» не имеет разнесенной брони, а броне-листы по его бортам строго вертикальные (без рациональных углов наклона), поэтому толщина броне-листов «Тигра» даже по 3-му классу защиты (по ГОСТу Р 50963) – 5 мм, а по 5-му классу защиты – толщина брони доходит до 7 мм.

Конечно и у бронеавтомобиля «Тигр», при применении рациональных углов наклона броне-листов, также было бы возможно существенно уменьшить толщину и массу брони.

Но у 7-ми тонного «Тигра» броня не самая массивная часть машины, масса брони не превышает 35% от общей массы бронеавтомобиля (даже по 5-му классу защиты) – здесь еще имеется мощная и сверх тяжелая несущая рама, к которой крепятся такие же массивные узлы стандартной подвески от БТР.

Не секрет, что в отличие от ходовой части серийных грузовиков, подвеска у БТР «ходит» максимум 60-70 тыс. км.

Еще в СМИ была информация о том, что Производитель бронеавтомобилей «Тигр» с 2015 года пытается его сделать авиа-десантируемым!

Последняя попытка 2020 г – это новый бронеавтомобиль «Стрела» на 8 бойцов, который из-за больших размеров не планировали размещать внутри вертолета Ми-8, но предполагалась его транспортировать на внешней подвеске, но и он получился предельно тяжелым для Ми-8, так как минимальная масса «Стрелы» составила 4,1 т.

Известно, что у вертолета Ми-8 допустимая масса груза внутри: до 4-х тонн, а на внешней подвеске – в пределах 3-х тонн, причем здесь еще накладываются и ограничения по скорости полета, которая для безопасности, с подвешенным грузом, должна быть в несколько раз ниже крейсерской.

А кроме этого, у вертолета с грузом на внешней подвеске существенно снижается дальность доставки груза, из-за увеличенного расхода топлива.

О других Аэромобильных машинах для Ми-8, пока не известно, поэтому продолжим детально рассматривать уникальную бронемашину «Ласок»: в следующем выпуске – описание броне-салона внутри и еще кое что необычное и интересное ...

Спасибо что читаете! Жмите палец вверх!

В статье использованы материалы с сайта ПКЦ «Инновационное Шасси»

Не пропустите новые публикации Разнообразие жизни