Как было бы здорово, если бы была возможность не иметь детских травм, разочарований, обид, непринятия, отвержения, нелюбви. Но, к сожалению, ни один человек не может похвастаться чистым списком, а точнее отсутствием травм. Детских травм, которые несутся по жизни, если они не проработаны, и обрастают защитами.
И если защиты крепки - то это большая победа. А если нет? Что, в общем-то, гораздо чаще случается. Или если защиты есть, но они не работают, или работают через раз? Тогда жизнь может стать невыносимой, отравленной, ядовитой и изматывающей.
Она всегда знала, что её не любят. Именно не любят, и ничего больше. И когда она задавала этот вопрос, всегда получала ответ: «Что ты выдумываешь? Тебе кажется. У тебя больное самолюбие.» Но все говорило об обратном. То она не так сядет, то не то скажет, то оказывается, что она - бездарь. То слишком болтлива, то слишком молчалива, то ноги слишком тонкие, то слишком кривые. А еще нос, который никогда не дышит, но так раздражает своим шмыганьем.
К 12 годам она точно знала, что ее как минимум никто не любит, а многие просто терпеть не могут. Если рядом молчали, она становилась вся каменная и чувствовала неприязнь к себе. Молчат - значит ненавидят. Выносить это ей было чрезвычайно сложно. И поэтому она решила забалтывать свои чувства. Она говорила с каждым, кто стоял рядом. Просто так. На всякие глупые темы. И если собеседник не включался, она была точно уверена, что она дрянь, и ее ненавидят. А если дружелюбно заговаривал, могла какое-то время считать себя человеком.
Пришла она консультацию уже в 37 измотанная, неуверенная в себе. Трое детей, муж, блестящее образование. Круги под глазами, темный цвет лица. Были видны постоянные думы и анализ. Ни днем, ни ночью она не могла расслабиться. Она должна была все контролировать: как её дети? что с ними? как муж? не нашел ли он кого-нибудь? Вчера сосед даже не стал с ней разговаривать. Чувства нахлынули как в детстве. И она опять почувствовала себя дрянью. Маленькой дрянью, которая не могла выползти из этой ямы собственной плохости.
Она как и раньше заговаривала со всеми. Заполняла собой паузы. Была приветлива и отзывчива. Но внутри давно все умерло. Выдохлось. Устало. Что же больше всего изматывало её? Ведь, родители, которые изредка приходили посмотреть на внуков, обязательно произносили: опять тебя что-то не устраивает. И она не знала, как объяснить, что с ней, как и в детстве. Они говорили одно, а чувствовали совсем другое. Двойные послания просто убивали её. Но родители говорили: «Верь словам! Тебе все кажется!» И она опять заговаривала то чувство, которое подходило к горлу. Чувство нелюбви, неприятия, одиночества, покинутости.
Что ей хотелось сделать на самом деле? Ей хотелось послать всех подальше. Её защиты были взломаны. А силы были на исходе.
Что же её больше всего утомляло и изматывало? Её собственные защиты, её страх встретиться с собственной неполноценностью диктовал ей изматывающую манеру поведения. А контроль все на свете стал стилем жизни. Стилем изматывающей жизни. Так это было. Было, пока она не поняла, что с ней происходит. Какие запускаются механизмы, и какие чувства подавлены. А ещё много стыда, много страха и много эмоций. Вот, что скрывали её защиты.
Да, убегая от одного, часто мы замещаем это другим. И это другое не даёт нам покоя и полноценной жизни. И тогда жизнь проходит без нас. Но под маской "якобы неуязвимости".