Найти в Дзене
Aleksey Filinovich

Аренда яхты 3. Как планировать переходы?

"Know your route"

В третьей части цикла "Аренда яхты" расскажу про планирование переходов. Если упустили первые две, то они тут и тут.

Планирую переход между Канарскими островами. 2014 год
Планирую переход между Канарскими островами. 2014 год

Итак, лодку вы приняли, с экипажем ясность тоже есть. Тестовый выход прошёл удачно и все косяки устранены. В кают-компании вкусно пахнет ужином, но на столе лежат карты, альманах, лоция.

В этой части, пожалуй, следует начать с одного очень простого правила - нет прогноза в море не идём.

Прогноз погоды перед выходом необходимо знать минимум на сутки. Хорошей практикой будет иметь суточный и трёхсуточный прогноз. Даже если переход на яхте займёт у вас не более 24 часов.

Узнать каким будет ветер можно множеством способов. Простейший из них - интернет. Сайтов с прогнозами по ветру довольно много. Мне лично нравятся виндфайндер и виндгуру. Тут кому что удобнее. С приложениями в смартфонах тоже довольно просто. Таковых для яхтсменов сделали не мало. В списке моих любимых приложений на сегодняшний день лидирует, пожалуй, Windy.

Туман между Таллином и Хельсинки
Туман между Таллином и Хельсинки

Если интернета нет, а телефон у вас в наличии и связь с миром имеется, то можно просто позвонить своим боевым друзьям и попросить их, посмотрев прогноз, сообщить его вам.

Но что делать, если интернета у вас нет, а в море хочется? Вот тут на помощь приходят радиоволны. На частотах УКВ регулярно передают прогноз погоды. Это может быть сделано на 16 канале, либо, дабы не забивать 16 канал этими сообщениями, на нём ограничиваются информацией что прогноз будет передаваться на таком-то канале в такое-то время. Переключаетесь и слушаете.

(Если вы в открытом море, куда УКВ уже не достают, то можно запросить прогноз погоды у проходящих мимо судов. Большие суда, как правило, получают прогнозы во всех зонах плавания и без проблем поделятся этой информацией с вами. Так же на 16 канале связываетесь с проходящим в зоне видимости судном и просите суточный и трёхсутчоный прогноз. Береговым службам в удалении от берега вы уже эфир не забьёте, а дежурство на 16 канале несётся круглосуточно.)

Волны под солнцем
Волны под солнцем

Следующим этапом в планировании перехода будет правило "Знай свой маршрут и карту". Здесь начинается самое интересное в яхтинге. Штурманская работа и принятие решений.

1) Достаёте карту и откладываете на ней прерывистой линией ваш предполагаемый маршрут из пункта А в пункт Б.

2) Уточняете прогноз погоды для всего маршрута в соответствии со временем.

3) Оцениваете расстояние, которое необходимо пройти.

4) Предполагаете скорость, с которой пойдёте при известных погодных условиях.

5) Таким образом вы можете рассчитать примерное время, необходимое на переход.

Лебёдка, о. Лансароте. Атлантика
Лебёдка, о. Лансароте. Атлантика

Далее действовать необходимо в следующем порядке:

  • смотрите лоцию по порту Б. (глубины, приливы, течения. В этом вам на помощь придёт альманах, выпускаемый ежегодно, либо информация по времени низкой и высокой воды и правило двенадцатых. (о приливах и отливах напишу отдельный пост)
  • Исходя из данных по глубинам и соотнеся их с вашей осадкой вы можете понять, в какое время необходимо войти в порт назначения. А зная примерное время, которое потребуется на переход, сможете вычислить и время выхода из порта А.
  • Для порта А проделываете те же операции с альманахом и лоцией. Уточняете, подходит ли вычисленное время для выхода, не будет ли мешать приливное течение, хватит ли глубины, не будут ли закрыты шлюзы. Закладываете 20% от общего времени перехода в запас и назначаете время отдачи швартовых. Понятно, что если течения, глубины или высоты пролётов под мостами не позволяют выйти в это время, то выход нужно делать раньше.

Как бы точно ни был построен ваш маршрут, не забывайте про пути к отступлению на случай непредвиденных ситуаций. Всегда необходимо иметь под рукой "план Б". В английском языке его называют Screw holes (Bolt holes)

Кофе на рассвете
Кофе на рассвете

Итогом планирования перехода должны стать:

1) Маршрут на карте с указанием компасных курсов и учтённых поправок.

2) Небольшая таблица с указанием времени выхода, компасного курса, времени смены курса, и планируемого времени прибытия в порт Б.

3) Необходимые записи в судовой журнал.

Теперь можно расслабиться, сложить всё до утра на место и достать, наконец, бутылочку красного сухого.

Комфортного плавания!

Напоминаю, что это третья статья из серии "Аренда яхты" первые две можно найти по ссылкам "как принимать лодку не упуская деталей" и "что такое экипаж"

С другом в открытом море.
С другом в открытом море.