Найти в Дзене

Имя характеризовало положение человека в обществе

Обычно считается, что имя человеку нужно для того, чтобы служить индивидуальным различителем его носителя от всех других.
Во второй половине XX века в Копенгагене фамилия Хансен (Hansen) повторялась 6 тысяч раз. В Швеции такое же распространение имела фамилия Свенсон (Svensson). В тот же период у корейцев было всего около 250 фамилий (Ким, Пак, Ли и другие). В России одних Иванов Ивановичей

Обычно считается, что имя человеку нужно для того, чтобы служить индивидуальным различителем его носителя от всех других.

Во второй половине XX века в Копенгагене фамилия Хансен (Hansen) повторялась 6 тысяч раз. В Швеции такое же распространение имела фамилия Свенсон (Svensson). В тот же период у корейцев было всего около 250 фамилий (Ким, Пак, Ли и другие). В России одних Иванов Ивановичей Ивановых тысячи. Только среди москвичей можно найти несколько десятков людей, которых будут звать Александр Сергеевич Пушкины. А вот в старой русской деревне имя Иван носили 16-25% всех крестьян.

Поэтому филологи и этнографы предположили, что главная обязанность имени – служить индивидуальным различителем.

Одноимённость для России несколько веков назад была очень распространённой. В переписях XVII века совершено будничными были подобные записи: «У Наумки дети Ивашко 17 лет, Ивашко же 15 лет, Ивашко ж 11 лет». А вот, например, сведения по Ярославлю 1646 года: у вдовы Пелагеи 3 сына, и все они Иваны – «Ивашко большой сошёл к Москве кормитца работой, середней Ивашко 10 годов, третей Ивашко 8 годов». Различием тут выступают как раз нарицательные имена (большой, средний третий), а собственное, наоборот, объединяет.

В крестьянских семьях такая одноимённость держалась вплоть до XIX века.

В XVII веке единицей налогообложения становится хозяйство («двор»), а учёты населения именуются подворными переписями.
В XVII веке единицей налогообложения становится хозяйство («двор»), а учёты населения именуются подворными переписями.

Подобная ситуация существовала, конечно, не только в России. Сколько Карлов перебывало почти на всех тронах Западной Европы! Могущество Карла Великого сделало это имя даже нарицательным – славянское «король». А сколько было Людовиков во Франции, Фридрихи в немецких землях и т.д. Имя победоносного правителя превращали в знамя, которое передавали наследникам как славу предка. Нередко, это даже могло выступать определённым политическим преимуществом.

Церковь стремилась изобразить христианство надклассовой религией. Поэтому имена «святых», установленные церковью в качестве обязательных личных имён, представляли один общий список, из которого равно получали имена и вельможа и крепостной. Так ли было в реальной жизни?

Картина Акима Егоровича Карнеева "Крестины". 1870-е гг.
Картина Акима Егоровича Карнеева "Крестины". 1870-е гг.

Единство и всеобщность русских дореволюционных имён – иллюзия. Самые частые среди русских крестьянок в XVIII – ХIХ веках имена быстро редели в среде дворянок. Так, в полном списке воспитанниц Смольного института благородных девиц с 1758 года по 1914 год процент «смолянок», получивших имя Анна, упал с 12,7 до 2,9, Евдокия (крестьянская Авдотья) – с 2,4 до 0,6, Прасковья (Параскева) – с 4,5 до 0,2.

Очень показательны в этом смысле строки Александра Сергеевича Пушкина в его произведении «Евгений Онегин»:
Бывало, писывала кровью
Она в альбомы нежных дев,
Звала Полиною Прасковью
И говорила нараспев…

Невозможно представить себе в начале XXстолетия графиню Матрёну или Фёклу, как и крестьянку Тамару.

Смольный институт благородных девиц
Смольный институт благородных девиц

Нам обычно кажется, будто бы Мария – самое частое имя русских крестьянок. Но вот на протяжении всего XVIIIвека и первой половины ХIХ века ни в одном из сотен сёл, охваченных статистическими подсчетами, это имя не занимало сколько-нибудь заметного места, оставаясь за пределами первого десятка имён в деревне.

В городах, наоборот, имени Мария действительно принадлежало первое место и в конце XVIII столетия и в первой половине XIX века. Среди воспитанниц Смольного института благородных девиц, родившихся в третьей четверти XVIII века, имя Мария ещё уступало Анне и Екатерине, деля с Елизаветой 3-е и 4-е места – 10% (столетие, в котором занимали престол две Анны, две Екатерины, Елизавета), к концу века имя Мария вышло на 2-е место (12%)‚ а в начале ХIХ столетия оставило далеко позади всех соперниц и стало самым частым именем дворянок на много десятилетий. Тогда же оно начало распространяться и среди крестьянок, нередко получавших имя в честь барыни-помещицы.

К середине ХIХ века в большинстве сёл и деревень это имя вышло на 3-4-е места, местами даже на 2-е (впереди оставались: Анна – в северной половине страны, Авдотья – в чернозёмной полосе). И вдруг произошёл крутой перелом, начиная с 1860-х годов стремительно падает употребительность этого имени среди дворянок – от Марьи стало веять простолюдинкой. Среди «смолянок», рождённых в 1868-1869 годы, имя Мария впервые уступило место Ольге, затем стало реже Елены и продолжало быстро убывать, тогда как среди крестьян на рубеже ХХ века заняло второе место, а кое-где и первое.

В Древней Руси составные личные имена, особенно на -слав (Святослав, Ярослав, Мстислав и подобные), наиболее частые в ХI – ХIIвеках, летописец прямо называл княжескими. И действительно, их носили только феодалы –удельные князья, а в республиканском Новгороде – представители олигархических родов (посадник Твердислав). Присоединив Псков, московские власти принудили псковских бояр изменить их фамилии Строиловичи, Люшковичи, Ледовичи на Строиловы, Люшковы, Ледовы.

Присоединение Пскова
Присоединение Пскова

Известно, как яростно московские бояре боролись с царем за права писаться с -вичем, то есть по отчеству Иван Фёдорович (а не Иван Фёдоров сын). И нередко за это попадали в опалу. Для простого люда в России ХVI-XVII вв. обязательной формой имени была уничижительная – с -ка (Ивашка, Васька), для зависимых народностей Поволжья, Сибири она сохранилась ещё и значительно позже.

Очень красочно выразил социальное противопоставление форм личных имён Лев Николаевич Толстой, назвав героиню романа «Воскресение» Катюшей Масловой, отмети её промежуточное положение: «Так между двух влияний из девочки, когда она выросла, вышла полугорничная, полувоспитанница. Её и звали так средним именем – не Катька и не Катенька, а Катюша».

Современному читателю эти различия не несут социального значения, а выражают только эмоциональную оценку и личное отношение. В тот период под таким различием в произношении имени подразумевался социальный подтекст.

С именами всё понятно, а как же ответить на такой вопрос: социальны ли фамилии?

В России княжеские, а за ними боярские фамилии возникали с XIV века до середины XVI столетия, помещичьи – формировались в XVI-ХVII веках; фамилии же горожан, за исключением именитого купечества, ещё не установились окончательно и в ХVIII столетии, даже фамилии духовенства созданы только в ХVIII и первой половине ХIХ века, а подавляющее большинство крепостных крестьян ещё и в начале ХIХ столетия не имело фамилий. К началу XVII века завершилось становление фамилий только для привилегированных.

Русские бояре
Русские бояре

Княжеские фамилии образованы из названий удельных владений — Шуйские‚ Курбские, Пронские. Царь Алексей Михайлович запретил князьям Ромодановским-Стародубским именоваться Стародубскими – «непристойно», как напоминание о былой независимости от центральной власти, и князь Григорий умолял в челобитной: «Умилосердись, не вели у меня старой честишки отымать». Редки среди княжеских фамилий образованные из церковных имён, зато часты из прозвищ (Ковровы – родоначальник князь Андрей Ковер, Жеребцовы – предок князь Семён Жеребец). Купеческие фамилии отличимы от крестьянских высоким процентом «профессиональных» (по занятиям – Гончаров, Рукавишников) и топонимических (по месту, откуда купец приехал) – Сибиряков, Казанцев. Аналогичные социальные признаки отмечены во Франции, Венгрии и других странах.

Князь Василий Иванович Шуйский.
В 1606-1610 гг. был российским царём.
Князь Василий Иванович Шуйский. В 1606-1610 гг. был российским царём.

Крестьяне до XIX века практически не имели фамилий. Хотя были те, кто ими и обладал. Вспомним, например, знаменитого крестьянина Ивана Сусанина. Большинство крестьян европейской части России стали массово получать фамилии после начала отмены крепостного права в 1861 году.

В корне фамилий некоторых крестьян лежали названия населённых пунктов (сёл и деревень), выходцами откуда они были. Многие крестьянские фамилии, по происхождению являются семейными прозвищами. Которые, в свою очередь происходили от «уличного» прозвища того или иного члена семьи.

Мирские фамилии возникали на основе имени в миру. Мирские имена пришли из языческого прошлого, когда имён церковных ещё не было или же они не принимались в простом народе. Многие из мирских были именами собственными (Горазд, Ждан, Любим), другие возникли как прозвища, но потом стали именами (Некрас, Дур, Чертан, Злоба, Неустрой).

В древнерусской системе имён также было принято называть младенцев охранными именами, оберегами — именами с отрицательным содержанием — для защиты, отпугивания злых сил или для обратного действия имени.
Считалось, что Дур вырастет умным, Некрас красавцем, а Голод всегда будет сытым. Охранные имена потом становились свыкшимися прозвищами, а далее и фамилией.

Крестьянин с сыновьями. Рязанская губерния. 1910 г.
Крестьянин с сыновьями. Рязанская губерния. 1910 г.

У некоторых в качестве фамилии записывали отчество. В царских указах о проведении переписи обычно говорилось, что следует записывать всех «по именам с отцы и с прозвищи», то есть по имени, отчеству и фамилии. Но в XVII – первой половине XVIII веках у крестьян наследственных фамилий не было вовсе. Крестьянская фамилия жила лишь в продолжение одной жизни. Например, родился в семье Ивана Прокопий, и во всех метрических записях именуется он Прокопий Иванов. Когда же у Прокопия родился Василий, то стал новорожденный Василий Прокопьев, а вовсе не Иванов.

Первая официальная общегосударственная перепись 1897 года показала, что фамилии не имели до 75 % населения . Окончательно у всего жителей нашей страны фамилии появились только в СССР в 1930-е годы в эпоху массовой паспортизации.

-8

В сословном обществе сословны и имена. Конечно, это не значит, что в самом имени заложены какие-то социальные признаки. Определённый их характер сложился исторически.