Холодная война была пиком гонки вооружений. Проанализировав результаты прошедшей войны, где решающую роль играли танки и артиллерия, крупнейшие страны начали бронетанковую гонку, давшую миру много необычных машин. Одной из таких стал проект британской САУ FV3805, в которой всё было сделано наоборот.
Удачное шасси
В разгар Второй мировой войны британцы начали разработку принципиально нового танка, который должен был дать отпор немецким машинам, и сыграть решающую роль в победе. Но опоздали – производство танка Centurion началось в январе 1945 года, когда разгоралась новая война – холодная. Что не умаляло достоинств «Центуриона» - первый универсальный танк, считающийся на Западе родоначальником класса ОБТ, заменил собой россыпь крейсерских и пехотных танков, которыми Великобритания встретила ВМВ.
Танк был построен по классической схеме с моторно-трансмиссионным отделением в корме, отделением управления впереди, и боевым отделением по центру. Толщина брони в самых защищённых участках достигала 126 мм во лбу корпуса, и 51 мм по бортам, что считалось оптимальным значением на момент создания.
Ещё одной особенностью танка стало использование пружинной подвески Хорстмана, агрегаты которой (в отличие от торсионной) находились вне корпуса, обуславливая увеличение полезного объёма. Первый образцы «Центуриона» приводились в движение 12-цилиндровым бензиновым двигателем Rolls-Royce Meteor мощностью в 600 сил.
Несмотря на отсутствие каких-либо прорывных идеи, продуманная конструкция позволила «Центуриону» стать грозным оружием и в Холодной войне. По этой причине британцы решили, что неплохо было бы создать на базе танка САУ. И принялись работать.
Новая машина из старых запасов
Тут бы рассказать о проектировании чего-то принципиально нового, но в Британии подошли к вопросу экономно. Когда в начале 1950-х стал вопрос о замене морально устаревших САУ Sexton с непригодным 88-мм орудием, конструкторы с Туманного Альбиона справедливо посмотрели в сторону «Центуриона» - дескать, пол дела сделано, корпус гаубицы есть! Так началась история САУ FV3805.
Решив не тратиться на новые разработки, британцы решили водрузить на шасси танка 5,5-дюймовую (140-мм) полевую гаубицу QF BL в закрытой рубке, из-за чего новая машина несколько походила на немецкий истребитель танков Ferdinand. Армейскому руководству продемонстрировали деревянные макеты перспективной машины, получив «зелёный свет». В конце 1950-х на испытания вышли два удивительных прототипа P1 и P2.
FV3805 без изменений унаследовала корпус «Центуриона» над передней частью которого появилась бронерубка со 140 мм пушкой, боеукладкой, и местами для экипажа. Из-за того, что в основе архаичной конструкции лежал танк классической компоновки, орудие проходило над кормой, а на марше машина двигалась задом наперёд. Главной проблемой конструкторов был механик-водитель, место которого в новой САУ оказалось бы в самой корме. Поэтому его перенесли в центр, наделив собственным люком, и смотровыми приборами слева от орудия.
Британские испытатели жаловались, что приборы управления представляли собой уменьшенную копию органов «Центуриона», а пушка полностью перекрывала обзор справа. Это, не считая небольшого люка, который располагался на высоте, исключающей быструю эвакуацию мехвода. Стоит отметить, что британцам не впервые проводить подобные опыты – в годы ВОВ они вполне себе выпускали противотанковую самоходку «Арчер», которая также двигалась кормой вперёд.
Кому это нужно?
Думаю, нет смысла останавливаться на технических характеристиках FV3805. Половина САУ – танк «Центурион», а вторая – пушка массой в 6 тонн, выпуск которой начался в 1941 году. Масса её снарядов составляла 37-45,5 кг, а максимальная дальность стрельбы достигала 14,8 км.
Два образца FV3805 безуспешно покатались по полигонам, а к началу 1960 проект закрыли в пользу будущей САУ FV433 на совершенно новом плавающем шасси. Помимо очевидных причин, вроде странной компоновки, устаревшего орудия, и запредельной массы, были и официальные. Среди прочего, от машины отказались из-за невозможности транспортировать её по воздуху, и по причине неподходящего калибра – к тому моменту в НАТО решили использовать только 105 и 155 мм гаубицы.
Так проект с истинно британским подходом завершился Образец P1 отправили на слом, а P2 со снятым орудием, которое заменили смотровой амбразурой, некоторое время использовался как артиллерийский наблюдатель на полигоне «Дворец майора Пиктона». В 1970 история машины оборвалась, а в 2015 её обнаружили энтузиасты на задворках военного музея на острове Уайт. С тех пор продолжается её мучительная реставрация.