Все хотят быть лучше других. Определить, кто выше, легко, достаточно провести измерения роста. С силой чуть хуже - силовых упражнений много, и нельзя сказать, что человек сильнее, чем его товарищ, только потому что поднял штангу на десять килограмм тяжелее.
А как сравнить интеллект? Что нужно измерять, чтобы по числу определить, кто умнее?
Собственно, для этого и был придуман коэффициент интеллекта (intelligence quotient), в простонародье - ай-кью.
Так или иначе все проходили тест IQ в интернете, при приёме на работу, в школе. И вроде все даже знают свой IQ - число.
Все знают, что тест IQ - всего лишь попытка причесать всех одной гребёнкой. Но никто не возмущается.
Примерно то же есть ЕГЭ - измерение интеллекта с получением числа в конце. Но если методик измерения IQ сотни и тысячи, каждый "психологист" придумывает свою уникально точную и универсальную методику, то ЕГЭ - он один. Группа исследователей - одна, методика - одна на всех. И кстати, куда более продуманная и широкая, чем методика измерения IQ.
С любой методикой измерения такой эфемерной величины, как интеллект, можно спорить, соглашаться, выбирать лучшую. Но для адекватного сравнения, методика всё-таки должна быть одинакова для всех. А сравнение людей по условному "интеллекту" довольно полезно, например, при поступлении в ВУЗ.
Тут ещё надо бы написать про то, что сферический интеллект в вакууме измерять бессмысленно (как раз это пытается сделать тест IQ), зато полезно измерять его на какой-то конкретной предметной области (специализация). Что, кстати, в ЕГЭ и наблюдается