...Я специально не стал широко рекламировать этот концерт. Потому что мне хотелось, чтобы в зале сидели мои ученики и ученики моих учеников. Чтобы это была одна семья...
Этими словами Вячеслав Михайлович Щуров (27.03.1937 - 20.09.2020) - доктор искусствоведения, Заслуженный деятель искусств РФ, профессор кафедры истории русской музыки МГК имени П. И. Чайковского, член союза композиторов РФ открыл концерт "Мастер и его ученики", посвящённый 60-летию его творческой и педагогической деятельности.
Концерт 11 сентября в Рахманиновском зале Московской консерватории состоялся при зрителях и с весны, то есть с момента начала карантина, он стал первым выступлением при публике для Марии Вячеславовны Бондаренко, кандидата искусствоведения, доцента кафедры народного пения и этномузыкологии Саратовской консерватории.
Для нас очень почётно, что педагог Саратовской консерватории был приглашён в Москву выступать на творческом вечере одного из самых выдающихся фольклористов и учёных современности. Вячеслав Михайлович неоднократно приезжал в Саратов, постоянно контактировал с кафедрой народного пения и этномузыкологии СГК имени Л. В. Собинова, ездил с нашими педагогами в совместные экспедиции. Выступал оппонентом Марии Вячеславовны Бондаренко на защите её кандидатской диссертации.
Когда Вас пригласили участвовать в концерте, обозначали ли Вам программу, какая должна быть или это был Ваш выбор, что петь?
- Тот репертуар, с которым я должна была выступать, он уже был чётко обговорён. Его интересовали традиционные песни именно того региона, который я представляла. В концерте принимали участие его ученики из разных регионов нашей страны. Из Саратова - я. Из Липецка была Кристаллина Иващенко - педагог, исполнитель, фольклорист. Из Белгорода - тоже его ученик, Карачаров Иван Николаевич, Вячеслав Михайлович руководил его диссертацией. Конечно, в связи со сложившейся эпидемиологической ситуацией, концерт не получил того масштаба, который должен был быть. Например, планировался приезд его учеников из США. Собственно, ареал участников концерта должен был быть гораздо больше. Но вот так получилось, что собрался тесный круг, который его поддержал и из приезжих это я, Кристаллина Иващенко и Иван Николаевич Карачаров. А также, выступали коллективы московского региона. Важно отметить, что и Вячеслав Михайлович пел сам как сольно, так и в составе ансамбля.
- По поводу репертуара... Да, Вячеслав Михайлович хотел, чтобы я исполнила саратовский фольклор. Я выбрала песни, которые записывала сама в селе Сосновая Маза Хвалынского района Саратовской области. Можно сказать, что я эту традицию знаю, я ей владею. Конечно, меня нельзя сравнивать с мастерами традиционного пения - теми, кто был погружён в ту атмосферу и быт, где песня была частью их жизни. Я представитель вторичной среды - направления фольклоризма, но тем не менее, от уходящих носителей песен я многое переняла и, безусловно, есть чему учиться еще и учиться…
Сосновая Маза это село, где сильны традиции старообрядцев.
- Тут надо пояснить, что при бытовом исполнении традиционных песен конфессиональные убеждения сказались лишь в той мере, вероятно, что фольклор сохранился, благодаря отдаленности населенных пунктов. Допустим, чтобы 20 лет назад мне добраться до деревни Елховка (по соседству с Мазой), нужно было ловить попутку, в лучшем случае мотоцикл, потому как автобус ездил только один раз в неделю.
- Я исполняла 2 разножанровые песни без аккомпанемента. Первая - лирическая "Голубые мои глазки". Я сразу сказала Вячеславу Михайловичу, что буду петь ему эту песню, она специально для него; у него и глаза голубые... Вторая - шуточная, поётся от лица женщины, как она воспитывала гулящего мужа (в этом подтекст). А сам сюжет про селезня и про утку, как селезень ходил к утке-соседке.
Вы выступали в национальном костюме.
- Первоначально, так как концерт проводился в Рахманиновском зале, Вячеслав Михайлович хотел, чтобы мы были в классических костюмах, потому что аудитория разная. И вот в день отъезда с ним созваниваюсь... А я уже себе платье приготовила вечернее, думала буду выглядеть в стиле неофолк. И за 2 часа до отъезда звоню и уточняю относительно внешнего вида для выступления. Тут он говорит, что нет, мы подумали и решили что, всё-таки, в костюме. Потому что народная традиционная песня будет нелепо звучать в классической одежде. Я достала из своего "сундука" подлинный костюм и органично смотрелась на сцене - исполняла подлинные саратовские песни в подлинном саратовском костюме.
- Мой номер шёл ближе к концу вечера. Поначалу, меня смутило, что передо мной выступала Кристаллина Иващенко с великолепным фольклором Липецкой области (в одном из номеров ей аккомпанировал её супруг на рояльной гармони). Понятно, что между нами было ещё выступление самого Вячеслава Михайловича, а также дуэты, но я говорю именно о сольных номерах. Выступление Кристаллины Иващенко, естественно, акустически выигрышнее смотрелось. Получалось, я выхожу после неё и думала, что немножко номер поблекнет. Но Вячеслав Михайлович всегда грамотно распределял концертные номера. Это его стиль.
В зале было много зрителей?
- Немного, по понятным причинам. Цветы не разрешили даже проносить в зал. Их оставляли на вахте и их было так много, что после концерта нам рук не хватало, чтобы всё упаковать в такси!
Мы на днях выложили в Инстаграме фото, где Вы в наряде выходите в наш Театральный зал со включенным светом, а там никого. Как бы модель ситуации, что Вы выходите петь, включён весь свет (включая прожекторы), а на Вас только одна камера наставлена и считается, что это Ваш концерт. А здесь, в Рахманиновском зале, перед Вами зрители. Есть мнение, что выступления в пустом зале способствуют потере артистической формы, потому что нет слушателя, нет обратной связи из зала непосредственно.
- Я не считаю, что какая-то форма теряется. На мой взгляд, в фольклоре формат в том, чтобы сохранить и донести старинную народную песню. Я не рассматриваю те песни, которые исполняю, как нечто угождающее/не угождающее зрителю. Тут совсем другие эстетические и культурные ценности. В первую очередь, я исполнитель, я песню через себя пропускаю и в сегодняшних обстоятельствах не столь критично, у меня аудитория онлайн или офф-. Конечно, живое общение с публикой никто не отменял. То же самое в образовательном процессе. Живое, разумеется, будет действеннее, потому что идёт общение. А я всегда на уроках, в том числе лекциях даже, требую диалога и дискуссии. Нужны люди, ДЛЯ КОГО я это всё рассказываю. Вот на концерте в Рахманиновском зале получился своего рода диалог. Например, во время исполнения второй песни я постоянно устанавливала индивидуальные визуальные контакты со зрителями, что в фольклорных номерах очень уместно. Конечно, такая форма мне более импонирует, чем пустой зал с камерой.
- Надо сказать, что, фактически, я-то не училась у Вячеслава Михайловича ни в консерватории, ни ещё где-либо, где он преподавал. Но наше время общения, которое происходило на протяжении 20 лет, совместные экспедиции сыграли большую роль в моём становлении... Я часто обращалась к нему за советом. Он был оппонентом моей диссертации. Можно считать, что я его ученица по жизни. Не по диплому, а вот он мой учитель по жизни. Кстати, перед вечером мы общались у него дома, говорили о жизни, простых вещах... Оттуда и приехали на концерт. Символично, но я его и видела последней из участников концерта. В субботу он меня проводил до двери своей квартиры, а в воскресенье дорогого Вячеслава Михайловича забрала машина скорой помощи…
Материал подготовил Аслан Антонов. Фото: Аслан Антонов, Анастасия Белова