Жертвами политических репрессий 1918-1953 годов в СССР стали около 7 миллионов человек, из них в Беларуси около 500 тысяч. Многие из этих людей были осуждены к высшей мере наказания и расстреляны, остальные — к ссылке, высылке, каторжным и принудительным работам, нередко вызывающим повышенную смертность. Уголовные дела репрессированных в послевоенные годы были пересмотрены, подавляющее большинство из них признаны незаконно осужденными и реабилитированы.
Эту статью написал еще в 2015 году журналист «Витебского курьера» Владимир Иванов. Актуальности этот текст никак не потерял. Скорее всего, осовременился. Ведь и 2015 год был довольно знаковым для Беларуси…
Неофициальным Днем Памяти жертв политический репрессий в Беларуси (официальный пока не принят) является 29 октября. В этот день ночью в минской тюрьме НКВД были расстреляны более 100 человек видных партийных и советских работников, общественных деятелей и 22 литератора, в том числе поэты Алесь Дударь, Юрка Левонный, Валерий Моряков, Сергей Мурзо, Михась Чарот, прозаики Платон Головач, Михась Зарецкий, Василий Коваль, Василий Сташевский, Анатолий Вольный…Всего было репрессировано 440 из 550-ти белорусских творцов.
Всероссийский День Памяти жертв политических репрессий ежегодно отмечают 30 октября. Именно в этот день в 1974 году политзаключённые лагеря в Мордовии объявили массовую голодовку, протестуя таким показательным способом против политических репрессий в Советском Союзе. Официальный статус Дня памяти этой дате был присвоен специальным постановлением ВС РСФСР, датированным 18 октября 1991 года.
Соловецкие камни
30 октября 1990 года на Лубянской площади Москвы, согласно распоряжению Правительства Москвы, был установлен в сквере у Политехнического музея напротив здания бывшего НКВД (позже КГБ) памятник жертвам тоталитарного режима «Соловецкий камень».
Место для установки памятника было выбрано не случайно, ведь именно на Лубянке подписывались документы на массовые аресты людей, которых обвиняли в измене Родине и в антикоммунизме.
Аналогичный Соловецкий камень, выполненный в виде гранитного валуна, доставленного с территории Соловецкого лагеря в 2002 году, был установлен на Троицкой площади Санкт-Петербурга (гранитная плита в основании монумента была установлена немного ранее — в 1990 году). Троицкая площадь была выбрана местом установки памятника потому, что рядом с ней находится знаменитый Дом политкаторжан, многие жители которого как раз и были репрессированы.
Каждый год у Соловецких камней в памятные дни собираются уцелевшие репрессированные и их потомки, зачитывают списки убітых, возлагают цветы, митингуют.
Места расстрелов и захоронений репрессированных в Беларуси
По мнению историка Игоря Кузнецова, только в Минске насчитывается как минимум 8 мест массовых расстрелов, где покоится прах не менее 50 тысяч жертв террора. А на территории Беларуси, считает историк, около 40 мест расстрелов и захоронений.
«Курапаты — дарога смерці» — так называлась статья научных сотрудников Института истории АН БССР Зенона Позняка и Евгения Шмыгалева, опубликованная 3.06.1988 г. в газете «Літаратура і мастацтва». Обобщив имеющиеся у них материалы, авторы статьи утверждали, что в лесном массиве Куропаты на окраине Минска захоронены жертвы массовых расстрелов 1937-1941 годов.
Статья послужила основанием для возбуждения прокуратурой БССР 14.06.1988 г. уголовного дела, фактически первого в СССР в отношении тоталитарного государства за преступления против своего народа.
В ходе следствия было опрошено около 200 очевидцев событий, проведены эксгумации, комплексная судебно-медицинская и криминалистическая экспертизы. Во время следствия были направлены запросы в КГБ БССР об установлении мест исполнения приговоров и решений внесудебных органов за 1937-1941 и 1944-1953г.г.
Согласно поступившим ответам, КГБ БССР не располагал документальными данными о местах приведения приговоров в исполнение и о лицах, исполнявших расстрельные приговоры. Следствием прокуратуры было достоверно установлено, что в 1937-1941 годах в Куропатах органами НКВД проводились массовые расстрелы. Однако, принимая во внимание, что виновные в этих репрессиях руководители НКВД и исполнители сами были приговорены к смертной казни либо умерли, уголовное дело было прекращено.
Но выводы уголовного дела не устраивали так называемую общественную комиссию, которая трижды — в 1991, 1993 и 1998 годах обращалась в прокуратуру с утверждениями, что в Куропатах покоятся не жертвы НКВД, а люди, расстрелянные немцами во время оккупации. И каждый раз после проведения дополнительного расследования прокуратура подтверждала, что расстрелы в Куропатах предвоенные. Дело о Куропатах насчитывает более 15 томов и засекречено до сих пор. В нашей стране все еще находятся лица, упорно не желающие слышать правду о трагическом прошлом Беларуси.
Почти 3100 жителей Витебска (1,8% из 167 тысяч предвоенного населения) пострадали от репрессий, в том числе 1355 из них были осуждены к расстрелу. Эти цифры, а также список около 2500 репрессированных помещены на страницу 286-390 первой книги «Памяць» — историческо-документальной хроники Витебска, изданной в 2002 году. Аналогичные списки сотен и тысяч репрессированных имеются в книгах «Память» других районов Витебской области.
Поляи — самодельный мемориал на месте предвоенных захоронений
Под Витебском начали устанавливать кресты в этих местах еще 20 лет назад. Но мемориальные символы время от времени уничтожали неизвестные вандалы. Сейчас здесь стоит высокий крест с надписью «Жертвам тоталитарного режима» и несколько меньших, деревянных крестов. Председатель витебской областной организации партии БНФ Константин Смоликов по жалобе из Вороновского сельсовета был оштрафован в 2011 году нарсудом Витебского района за самоуправство при установке несанкционированных властью мемориальных крестов. К счастью, эти кресты не уничтожены до сих пор ни местными властями, ни вандалами.
Мои репрессированные родственники
В полоцкой книге «Память» среди прочих репрессированных упомянуты и мой родной по матери дедушка Ларионенко Герасим Семенович (отбывал 5 лет лагерей на Колыме), и его родной брат, осужденный к 10 годам и якобы скончавшийся в Полоцкой тюрьме.
В первом томе книги «По праву памяти», изданной Смоленской областной думой, областной администрацией и смоленским отделением российской Ассоциации жертв политических репрессий в 2001 году и в 8 томах приложений к ней перечислены свыше 8 тысяч имен расстрелянных смолян. Нашел я в ней и четырех родственников моего отца, (как и он, уроженцев и жителей деревни Губы Понизовского района), которые были простыми колхозниками и в 1937-38 годах осуждены и расстреляны как враги народа.
Как отмечали Всероссийский День Памяти жертв политических репрессий 30 октября 2010 года в Катыни
Катынь известна не только расстрелом нквэдешниками в 1940 году 4,6 тысяч пленных польских офицеров. Начиная с 1918 года, там уничтожены тайно и захоронены тысячи репрессированных советских граждан. Всего в Смоленской области с 1928 по 1953 годы было репрессировано за государственные преступления около 40 тысяч граждан (кроме административно репрессированных), из них расстреляно 9962 человека! Только менее 1/3 приговоров репрессированных при пересмотре признаны обоснованными. В основном, это предатели, каратели и их пособники. Остальные репрессированные были реабилитированы. На период 1937-38 годов приходится 34% всех репрессированных смолян.
30 октября 2010 года я вместе с другими потомками репрессированных прибыл из Смоленска в Катынь на памятный митинг, где у 8-метрового памятного православного креста, обшитого красным металлом, был развернут стенд с десятками фотопортретов жертв репрессий.
На митинге присутствовало около 200 человек: пожилые дети репрессированных, молодежь, официальные лица.
Вот несколько запомнившихся мне ярких выступлений пятилетней давности:
Директор мемориального комплекса «Катынь» Григорьев Георгий:
Катынский лес – напоминание о кровавой репрессии, под волны которой попали миллионы. 30 сентября Президент Медведев заявил, что память о национальных трагедиях также важна, как и память о национальных победах. За 2009 год мемориал посетили более 51 тысячи человек и поток их возрастает, однако молодежь- школьники, студенты- составляют чуть более 10% посетителей, и это тревожит, ведь молодежь должна знать масштабы трагедии.Президент Медведев призвал продолжить работу по поиску мест захоронений, восстановлению имен погибших и увековечиванию их памяти. Поэтому в Катыни в 2011 году планируются широкомасштабные поисковые земляные и архивные работы в отношении погибших советских граждан и польских офицеров.
Представитель губернатора, начальник одного из управлений областной администрации Кононов Михаил:
Только уважительное отношение к памяти предков и репрессированных может быть основой, на которой построено движение вперед в будущее.
Представитель молодого крыла партии «Единая Россия»- движения « Молодая Гвардия» Острейкина Марина:
Катынская трагедия затронула не только семьи репрессированных, но и весь народ. Нельзя стать гражданином своей страны, не помня своей истории.
Председатель смоленского отделения российской Ассоциации жертв политических репрессий Турченкова Лилия (у нее в Катынском лесу расстрелян отец):
Никто из нас до 1992 года не чувствовал себя комфортно — мы считались детьми врагов народа. Даже после принятия в России в 1992 году Закона о признании жертвами политических репрессий мы все равно чувствовали себя неловко. В 2007 году Президент Путин сказал о репрессированных, что была загублена элита нации, которая имела свое мнение и не боялась его высказывать. Годами у нас подавлялось желание иметь свое мнение, а у кого оно обнаруживалось, тех «делали пониже». Наша главная мечта — донести до вас боль наших сердец за наших родителей. Просим молодежь не забывать про это место и ежегодно приходить поклониться памяти наших загубленных родных.
Заместитель директора Катынского мемориала Андреенкова Галина:
Одна из форм активной памяти о жертвах политических репрессий — создание выставок. Сейчас мы развернули выставку « Возвращение светлого имени » о личности и судьбах 10 жертв. Собирать материалы для выставок трудно, ведь очень мало сохранилось фото и документов. Лица жертв на стенде смотрят на нас, а мы на них и мы не имеем никакого права их забывать.
Российская концепция государственной политики по увековечению памяти жертв политических репрессий
В августе 2015 году премьер России Дмитрий Медведев утвердил концепцию госполитики по увековечению памяти жертв политических репрессий. Она строится на признании преемственности исторического развития РФ и осуждении идеологии политического террора.
«Россия не может в полной мере стать правовым государством и занять ведущую роль в мировом сообществе, не увековечив память миллионов своих граждан, ставших жертвами политических репрессий«,— говорится в документе.
Задачами концепции являются создание условий для свободного доступа к архивным материалам и мемориальным объектам, сохранение и популяризация культурных ценностей репрессированных народов РФ, появление образовательных и просветительских программ, связанных с политическими репрессиями, в том числе для изучения в общеобразовательных школах и для включения в сетку теле- и радиовещания страны. К 100-летию революции в 2017 году предлагается «осознать трагический опыт» революции 1917 года, который «характеризуется разрывом традиций, утратой преемственности культурного опыта, разрушением межпоколенческих связей». Предполагается создать и развивать сеть музеев и памятных мест, общероссийскую книгу памяти, выявить места массовых захоронений жертв политических репрессий. Концепция будет реализована в 2015-2019 годах за счет бюджетных и внебюджетных средств.
Правозащитники отмечают, что, несмотря на рекомендательный характер документа, его подписание — это историческое событие, поскольку федеральные власти впервые официальным документом осудили политические репрессии и высказались с государственным осуждением политического террора.
В нашей социально ориентированной Беларуси нет ни работающих льгот потомкам репрессированных, ни официальных мемориалов и памятников жертвам репрессий, ни митингов возле них, ни подобной концепции государственной политики.
Если история не стала трагедией, то она превращается в фарс
Политические репрессии нередко называют «сталинскими». Конечно, Сталин сам не пытал арестованных для добывания признаний, не был палачом при исполнении приговоров. Но он запустил маховик репрессий, накладывал одобряющие резолюции на запросы из регионов об увеличении числа репрессированных по 1-й и 2-й категориям наказаний, распоряжался уничтожением руководства страны, армии и компартии.
Но снова и снова Сталина и его «твердую руку» идеализируют и героизируют.
В обществе появился запрос на Советский Союз. На культ Сталина. Половина молодых людей от 19 до 30 лет считают Сталина » величайшим политическим деятелем». В стране, в которой Сталин уничтожил людей не меньше, чем Гитлер, новый культ Сталина?!.. На телевидении десятки передач, а в интернете десятки » советских» ностальгических сайтов. В сталинские лагеря — на Соловки, в Магадан — вы можете попасть туристом. Реклама обещает. что для полноты ощущений вам выдадут лагерную робу, кирку. Покажут отреставрированные бараки. А в конце организуют рыбалку… (Светлана Алексиевич «Время секонд хэнд»)
В нашей стране реконструирована и используется для посещений молодежи, туристов, военизированных представлений и крестных ходов православных «Линия Сталина», где недавно был установлен памятник «вождю народов». Эти укрепления возводили заключенные ГУЛАГа, а после войны в некоторых заброшенных дотах расстреливали жертв сталинизма.
Говорят, история способна повториться.
Читать полностью на сайте vkurier.info
Места массовых захоронений убрали под Витебском в деревне Поляи
Подписывайтесь на нас в: Яндекс. Дзен, Google Новости, Telegram-канал, «секретный» Telegram-чат!
Места массовых захоронений убрали под Витебском в деревне Поляи