Найти тему
Культурология для всех

Почему индусы уверены, что образование - это не для всех?

Добрый день! После диких ужасов первобытной инициации, аналогичный обряд индуистов выглядит ультра современным. Хотя его история тянется из глубины веков и, возможно, это самый древний из существующих сейчас ритуалов с подобным смыслом. Он называется упанаяна - получение священного шнура - упавиты.

В индийском обществе долгое время существовало деление на варны: брахманы, кшатрии, вайшью и шудры. И хотя сейчас оно запрещено, однако многие неофициально продолжают придерживаться ритуалов закрепляющих деление.

Упанаяна - один из таких обрядов. Грубо говоря - это разрешение на изучение Вед, трех из четырех священных книг индуизма: Ригведы, Яджурведы, Самаведы. В широком смысле - это разрешение на получение образования, ведь в древности именно эти книги были базовой мудростью.

Представители варны брахманов - жрецов и ученых отправлялись за знаниями с 7 лет, кшатриев - воинов - с 13, а вайшью - торговцев - с 17. Обучение - это сложная и почетная обязанность до которой шудры - крестьяне, ремесленники, слуги и наемные работники, и, тем более, неприкасаемые - люди вне варн, не допускались.

В современной Индии, как я уже сказала, отменено деление на варны. Это закреплено в Конституции 1950 года. Слово “неприкасаемый” считается ругательным, оскорбительным и запрещено. Уже в 50-х годах было решено учить всех, на основе равенства прав, потому и бывшим шудрам, и теперь уже не неприкасаемым был открыт доступ к образованию. По прошествии 30-40 лет оказалось, что общий уровень образования упал, а пользуются по назначению своими знаниями, в основном те, кто раньше считался брахманами, кшатриями и вайшью. Сами понимаете, что теперь они в большем приоритете у государства в этом вопросе.

Собственно, как у нас. Родители отправляют детей получать высшее образование, а по окончанию многие из них кричат: “Свободная касса” в Макдоналдсе. Может быть, и правда, учится надо не всем?

Нет, я не в коем случае не предлагаю, делить мир на варны, и осуществлять дискриминацию по этому признаку. Однако, что-то есть в древней мудрости. Возможно, она учитывает предрасположенность к определенному образованию? Ведь ремесленникам и крестьянам тоже нужны знания, только другие.

Но давайте вернемся от проблем образования к упанаяне. В ночь перед ритуалом мальчика посыпали желтым порошком, символизирующим утробу, и до утра он должен был провести в молчании, как плод. На утро ребенок кушал с мамой последний раз, т.к. после этого совместная трапеза была невозможна. Мальчика из варны брахманов одевали в пеньковую одежду, кшатрия - в льняную, вайшью - в шерстяную. Либо различали по цветам: коричневую, красную и желтую - соответственно. Сейчас используют желтую, для соблюдения конституционного равноправия.

-2

Далее надевался пояс, сплетенный из трех нитей, символизирующих три Веды. Затем, наконец, наступала очередь священного шнура, который в древности был разным для представителей варн: белый для брахманов, красный для кшатриев и желтый для вайшью. Сейчас всем повязывают желтый. Он тоже состоит из трех нитей, символов долга: мудрецам, предкам и богам. А связанный узлом - представляет собой аллегорию тримурти индуизма: Брахма, Вишну и Шива.

-3

После проведения обряда мальчик становился брахмачари - учеником брахмана. и отправлялся на некоторое время жить в лес.

-4

Упанаяна - это второе рождение. Появление на свет в новом - взрослом статусе. Люди прошедшие этот обряд и причастные к Ведам, называются дважды рожденными.

Следующая публикация будет про два обряда инициации у одного очень известного народа.

Ставьте лайк, если Вам было интересно, делитесь в соц. сетях, подписывайтесь на канал Культурология для всех

Видео про разные обряды инициации в культурах мира смотрите на моем Ютуб-канале: