Добрый день! После диких ужасов первобытной инициации, аналогичный обряд индуистов выглядит ультра современным. Хотя его история тянется из глубины веков и, возможно, это самый древний из существующих сейчас ритуалов с подобным смыслом. Он называется упанаяна - получение священного шнура - упавиты.
В индийском обществе долгое время существовало деление на варны: брахманы, кшатрии, вайшью и шудры. И хотя сейчас оно запрещено, однако многие неофициально продолжают придерживаться ритуалов закрепляющих деление.
Упанаяна - один из таких обрядов. Грубо говоря - это разрешение на изучение Вед, трех из четырех священных книг индуизма: Ригведы, Яджурведы, Самаведы. В широком смысле - это разрешение на получение образования, ведь в древности именно эти книги были базовой мудростью.
Представители варны брахманов - жрецов и ученых отправлялись за знаниями с 7 лет, кшатриев - воинов - с 13, а вайшью - торговцев - с 17. Обучение - это сложная и почетная обязанность до которой шудры - крестьяне, ремесленники, слуги и наемные работники, и, тем более, неприкасаемые - люди вне варн, не допускались.
В современной Индии, как я уже сказала, отменено деление на варны. Это закреплено в Конституции 1950 года. Слово “неприкасаемый” считается ругательным, оскорбительным и запрещено. Уже в 50-х годах было решено учить всех, на основе равенства прав, потому и бывшим шудрам, и теперь уже не неприкасаемым был открыт доступ к образованию. По прошествии 30-40 лет оказалось, что общий уровень образования упал, а пользуются по назначению своими знаниями, в основном те, кто раньше считался брахманами, кшатриями и вайшью. Сами понимаете, что теперь они в большем приоритете у государства в этом вопросе.
Собственно, как у нас. Родители отправляют детей получать высшее образование, а по окончанию многие из них кричат: “Свободная касса” в Макдоналдсе. Может быть, и правда, учится надо не всем?
Нет, я не в коем случае не предлагаю, делить мир на варны, и осуществлять дискриминацию по этому признаку. Однако, что-то есть в древней мудрости. Возможно, она учитывает предрасположенность к определенному образованию? Ведь ремесленникам и крестьянам тоже нужны знания, только другие.
Но давайте вернемся от проблем образования к упанаяне. В ночь перед ритуалом мальчика посыпали желтым порошком, символизирующим утробу, и до утра он должен был провести в молчании, как плод. На утро ребенок кушал с мамой последний раз, т.к. после этого совместная трапеза была невозможна. Мальчика из варны брахманов одевали в пеньковую одежду, кшатрия - в льняную, вайшью - в шерстяную. Либо различали по цветам: коричневую, красную и желтую - соответственно. Сейчас используют желтую, для соблюдения конституционного равноправия.
Далее надевался пояс, сплетенный из трех нитей, символизирующих три Веды. Затем, наконец, наступала очередь священного шнура, который в древности был разным для представителей варн: белый для брахманов, красный для кшатриев и желтый для вайшью. Сейчас всем повязывают желтый. Он тоже состоит из трех нитей, символов долга: мудрецам, предкам и богам. А связанный узлом - представляет собой аллегорию тримурти индуизма: Брахма, Вишну и Шива.
После проведения обряда мальчик становился брахмачари - учеником брахмана. и отправлялся на некоторое время жить в лес.
Упанаяна - это второе рождение. Появление на свет в новом - взрослом статусе. Люди прошедшие этот обряд и причастные к Ведам, называются дважды рожденными.
Следующая публикация будет про два обряда инициации у одного очень известного народа.
Ставьте лайк, если Вам было интересно, делитесь в соц. сетях, подписывайтесь на канал Культурология для всех
Видео про разные обряды инициации в культурах мира смотрите на моем Ютуб-канале: