Пять причин, почему отечественный стендап, на самом деле, бледная трепонема:
1. Они не актеры. Поэтому они деревянны на сцене, однообразны по интонациям и не перевоплощаются, а, в лучшем случае, кривляются - изобразить живой диалог двух человек для них невыполнимое задание. Неестественные интонации, как в плохо переведенных фильмах. Зажатость. У многих прямо видно, как они вцепляются в микрофон, словно боятся упасть, если чуть ослабят хватку. Но самое главное - они боятся сцены и публики, и это видно невооруженным глазом. Они не чувствуют себя на сцене перед людьми как рыба в воде.
2. Они не понимают миссии стендапа - дать зрителю попуститься, озвучивая то, что зритель узнает как свою ежедневную обыденность. Талантливый стендапер либо подсвечивает основные печали обывателя, подавая их в комичном виде и давая, таким образом, возможность ослабить этот спазм - как специалист по шиацу убирает мышечные узлы мягким надавливанием локтя; либо открыто кроет мощные больные места общества, уводя в гиперболу и абсурд действительно серьезные проблемы.
Российские стендаперы ментально суть школота, до глобальных проблем они еще не доросли, поэтому бьют на одни и те же якобы беспроигрышные темы - шутки ниже пояса, национализм в случае собственной принадлежности к одному из нацменьшинств, самоуничижение в случае женского стендапа и, внезапно, неприкрытое унижение ближнего в случае мужского.
У некоторых получается какая-то дедовщина - чувак то ли из армии, то ли с зоны вернулся, а замашек тамошних не бросил. Генитальный дискурс страшно однообразен и быстро приедается, а на большее замаха нет, поэтому остается только то самое унижение ближнего - зрители в зале смеются потому, что это не их унижают, какое счастье, уф, пронесло, ура. Самоутвердился со сцены? Молодец, токсичный ты наш. Но - см. начало абзаца.
3. Они сходу матерятся. Тут, полагаю, заслуга все-таких плохих переводов импортного стендапа, после которых складывается ощущение, что иностранные стендаперы только и делают, что кроют трехэтажным. Но не забудем, однако, что между русским и английским словом из трех букв (в русском написании, понятно) в плане силы все же бездна. Кроме того, Запад пришел в это из полного пуританства не напрямую, а плавно и через гениального Карлина с его скороговоркой про семь слов, а российский зритель прыгнул без предупреждения от безобидного Ваганыча прямиком в нефильтрованный мат Камеди-Клаба, который этим самым матом, собственно, и прославился в первую очередь на контрасте с ханжеским "Аншлагом".
4. У российского стендапера кишка тонка на взрослую сатиру. Посмотрите, кто сейчас вырывается за рамки бытовых тем? Никто. Потому что нет умения писать тонкие тексты с богатым междустрочьем, которое прокатывало даже в СССР - чтобы смысл ловился, а придраться было бы не к чему. То есть, что? Российский стендапер слаб как писатель-сатирик. Надеюсь, никто не питает иллюзий, что стендап это голая импровизация? Эти люди читают со сцены выученные наизусть заготовленные заранее тексты, и это нормально - как не всякий рэпер в состоянии шпарить импровиз на батлах, так и редкий стендапер имеет скилл импровизации.
5. Они косплеят. Никто из них не вещает от самого себя, они все, что называется, равняются на Запад, поминутно сверяясь с этим компасом - а не сделал ли я ненароком чего-нибудь такого, чего еще не было. Но поскольку в подавляющем большинстве им не хватает перечисленного в предыдущих четырех пунктах - артистичности, легкости, гибкости и писательского таланта - косплеить получается только оболочку. А этого недостаточно.