Абсолютное значение побед ни о чем не говорит. Поскольку и количество вылетов, и число побед случайная величина. Для каждого летчика свое число вылетов и свое число побед. Чтобы иметь возможность сравнивать нужно использовать относительную величину.
Поэтому о мастерстве аса нужно судить по соотношению числа вылетов на одну победу. У Хартманна это соотношение 4 вылета на ОДНУ победу(1404/352). У советского аса И.Н. Кожедуба это соотношение 5,3 (330/62) вылета на одну победу(всего 62 победы) . Относительное соотношение побед лучшего немецкого аса Хартманна и советского аса Кожедуба очень близки друг к другу. А значит, говорить о подавляющем преимуществе немецких летчиков нет оснований. Эту очевидную истину подчеркивает и сам Хартманн и его командир лучший немецкий ас №2 Бакгорн.
Ас №1 Германии Эрих Хартман: «Восточный и западный фронты нельзя сравнивать. Список потерь помогает разрушить легенду о том, что с русскими было гораздо легче воевать. Особенно с 1943 года об этом не могло быть и речи. Интересно, что известные немецкие асы, сражавшиеся на западном фронте, а затем переброшенные на восточный, вскоре погибали или попадали в плен»
Ас №2 Германии, Бакгорн: «Я сражался против всех видов советских самолетов, и в том числе полученных по ленд-лизу. Лучшим истребителем считаю Як-9. В начале войны русские летчики были неосмотрительны в воздухе, действовали сковано, и я их легко сбивал неожиданными для них атаками, но все же нужно признать, что они были намного лучше, чем пилоты других европейских стран, с которыми нам приходилось сражаться» (совершил около 1200 боевых вылетов)
Если привести показатели Ивана Кожедуба к числу 1404 боевых вылетов, совершенных Хартманном, то абсолютный личный счет Ивана Кожедуба, стал бы 265 побед.
Поэтому столь высокий абсолютный личный счет немецких асов объясняется не подавляющим их мастерством, а их интенсивной боевой работой в небе.
Этот вывод подтверждает и общая статистика потерь Люфтваффе и Сталинских соколов.
По официальным советским данным, впервые обнародованным в 1993 году, ВВС СССР потеряли в 1941-1945 гг. 106 400 самолетов.
Люфтваффе: По немецким данным, немецкой авиапромышленностью и промышленностью оккупированных Германией стран с 1 сентября 1939 года и до конца войны было выпущено 113 515 самолетов всех типов, из них 18 235 бомбардировщиков, 53 729 истребителей, 12 359 штурмовиков, 11 546 учебных самолетов, 1190 морских самолетов, 3145 транспортно-десантных планеров.рейха. На восточном фронте было, оценочно, уничтожено 52 850 немецких самолетов. Еще 20 тысяч самолетов записали на свой счет зенитчики.
Таким образом, соотношение потерь, на одного сбитого немецкого аса, приходилось примерно два сбитых сталинских сокола.
Основные причины потерь советской авиации:
слабая летная и тактическая подготовка пилотов, низкие навыки стрельбы. Так же, сыграли отрицательную роль русские ментальные факторы: бесшабашность, не осмотрительность, неоправданный риск и неуместное геройство.
В добавок ко всему, как показано во всеми любимом фильме в "Бой идут одни старики", уклонение от боя случалось среди сталинских соколов. Надо сказать, такая практика жестоко каралась, вплоть до расстрела и штрафных рот.
Мягко говоря, робкие сталинские соколы не горели желанием вступать в яростные схватки с немецкими летчиками, зачастую избегали атаковать противника.
В итоге, немецкие летчики летали намного больше, и атаковали чаще. Для немецкого аса воздушным боем заканчивался, примерно, каждый 2-ой боевой вылет, тогда как для советских асов воздушный бой приходился на 3-4 боевых вылета.
В это трудно поверить, но это факт. Жуков, побывав, в первых числах сентября 1942 года на фронте под Сталинградом, пришел в ужас от того что происходило с нашей истребительной авиацией. Жуков и командующий ВВС Новиков написали Сталину докладную записку.
«В течение последних шести-семи дней, мы наблюдали действие нашей истребительной авиации и пришли к убеждению, что наша истребительная авиация работает очень плохо. Наши истребители даже в тех случаях, когда их в несколько раз больше, чем истребителей противника, в бой с противником не вступают, когда выполняют задачу прикрытия штурмовиков, уклоняясь от боя с истребителями противника, и последние безнаказанно атакуют наших штурмовиков, сбивают их, а наши истребители летают в стороне, а часто и просто уходят на свои аэродромы. Такое позорное поведение истребителей наши войска наблюдают ежедневно. Мы лично видели не менее десяти таких фактов. Ни одного случая хорошего поведения истребителей не наблюдали».
Сталин уже 9 сентября 1942 года подписал Приказ №0685..
«В целях ликвидации такой несправедливости и для того, чтобы поощрять честных летчиков, а ловкачей и трусов выявлять, изгонять из рядов наших истребителей и наказывать их, приказываю:
4. Лётчиков-истребителей, уклоняющихся от боя с воздушным противником, предавать суду и переводить в штрафные части в пехоту.
5. Приказ объявить всем истребителям под расписку.
Народный Комиссар Обороны И. СТАЛИН
Справедливости ради, следует сказать что подавляющее большинство сталинских соколов были отважные, искусные пилоты, и ни в чем не уступали немецким асам, а порой и превосходили немцев по мастерству.
Напомню, если Э.Хартманн, лучший немецкий ас, имел 4 вылета на одну победу, но его превзошли советские асы:
• Гулаев Н.Д , 4-ре вылета на одну победу,
• Конобаев В.С, 3-и вылета на победу(погиб в воздушном бою 18.09.43)
• Лавренов А.Ф. 3-и вылета на победу( погиб в воздушном бою 26.03.44)
• Сивцов Н.С. 3,6 вылета на победу(погиб в воздушном бою 23.09.43)
• Худов П.Д. 3,6 вылета на победу.
Тактика применения советской истребительной авиации отличалась от немецкой.
Например, Хартманн, принял участие в 802 воздушных боях, т.е на воздушный бой приходилось 1,75 вылета(1404/802).
Прославленный летчик И.Н.Кожедуб, принял участие в 120-ти воздушных боях, у Кожедуба только каждый 3-й вылет заканчивался воздушным боем с противником.
Но это не говорит, о трусости советских асов. Это говорит о тактике применения советской авиации в ВОВ, она была достаточно спорной. Основной задачей советских истребителей было не вступать в бой с истребителями сопровождения, а атаковать немецкие бомбардировщики.
Сталин считал первейшей задачей истребительной авиации прикрыть наземные войска от действий вражеской бомбардировочной авиации. Наверное, Сталин был все же прав.
В Приказе №0489 от 17 июня 1942 года Сталин прямо указал, что главная задача советских истребителей – в первую очередь уничтожать бомбардировщики противника. Поэтому летчики-истребители стали получать за каждый сбитый самолет-бомбардировщик противника 2 тыс. рублей, за каждый транспортный самолет – 1,5 тыс. рублей, вражеский истребитель – 1 тыс. рублей.
На звание Героя Советского Союза представляли тех летчиков-истребителей, которые сбили в воздушных боях 10 самолетов-истребителей противника или 5 бомбардировщиков. Таким образом, бомбардировщик врага стали оценивать вдвое дороже истребителя.
Но об этом в следующем выпуске
подписывайтесь на мой канал, тогда вы не пропустите информацию которую, вы, могли и не знать