Найти тему

Сергей Сергеевич Прокофьев. Композиторский стиль

Сергей Сергеевич Прокофьев является одним из величайших композиторов и пианистов XX века.

Стиль Прокофьева изменялся на протяжении его творческой жизни, которая охватывает более 40 лет. Прокофьев был новатором, как и его современники К. Дебюсси, Б. Барток, А. Скрябин, И. Стравинский . Развивая традиции М. Мусоргского, А. Бородина, он внес в музыку новую энергетику, динамизм, свежие идеи, что воспринималось как «антинародное формалистическое направление».
Прокофьев был новатором музыкального языка. Своеобразие его стиля наиболее заметно в области гармонии. Например, он использовал диссонирующий аккорд в функции тоники и переменный метр («Сарказмы»).

Применял особую форму доминанты, получившую название «прокофьевской». В произведениях узнаваема специфическая ритмика, которая была очень характерна для его фортепианных произведений (Токката, «Наваждение», Седьмая соната и др.).

Основу эстетики стиля Прокофьева составляет сплетение новаторства и классических традиций. В раннем творчестве композитор был опровергателем академических основ. Сознательный антиакадемизм был его девизом. Затем постепенно всё чётче проявлялись на разных уровнях классические основы его мышления. По определению Нестьева, Прокофьев является классиком ХХ века, поскольку его музыка хорошо усвоена. Прокофьев многократно обращался к классическим моделям прошлых эпох и стилей, к методу неоклассицизма, как Стравинский, Хиндемит, Шостакович. Склад натуры Прокофьева близок Скарлатти, Гайдну, Моцарту, для него музыка – тоже игра. Комбинирование и увлечённость игровыми преобразованиями проявились во множественных сюитах. Классицизм стал частью мышления Прокофьева. Симметрия и квадратность построений преобладают в формах, ведущим принципом ритма является регулярная акцентность, воплощающая позитивные образы внутренней энергии, душевной силы.

Отношение к метроритму противоположно творчеству Шостаковича, у которого ритмическая регулярность воплощает негативные образы. В музыке Прокофьева утверждается идея целостности, законченности и завершённости образов.

Основные эстетически линии творчества Прокофьева указаны в его «Автобиографии».

1. Классическая : Первая симфония, балет «Золушка».

2. Выражения сильных эмоций (экспрессионистская, «скифская» линия): пьеса «Наваждение», цикл «Сарказмы», оперы «Огненный ангел», «Игрок».

3. Скерцозная, гротескная: оперы «Любовь к трём апельсинам», «Обручение в монастыре», балет «Сказ про шута». Гротеск носит карнавально-балаганный характер с причудливостью материала, весёлой относительностью происходящего, маскарадной условностью. Если Шостакович в смешных образах отражает страшную суть, то Прокофьев – наоборот, в страшном находит смешное.

4. Лирическая линия усиливалась в процессе эволюции: «Ромео и Джульетта», 3 концерт, Седьмая симфония. Лирике Прокофьева свойственны сдержанность, идеализация, гибкость кантилены, колористичность, филигранная отточенность.

К наиболее важным темам творчества Прокофьева относятся образы детства (романс «Гадкий утёнок», сказка «Петя и волк», сюита «Зимний костёр») и Родины (кантата «Александр Невский», Третий фортепианный концерт, опера «Война и мир», Пятая и Седьмая симфонии). Истоки творчества композитора находятся в сказочных темах, в которых он продолжает традиции Чайковского, Римского-Корсакова, Лядова. Русские национальные традиции прослеживаются в обращении к жанрам крестьянских песен, образам национальных героев, отечественной литературе Толстого, Достоевского, Брюсова, Тынянова, Бажова.

Музыке Прокофьева свойственны театральные черты. Во всех его жанрах есть театрально-броские, портретно-характеристичные образы. Мастерство портретных характеристик ставит его в ряд с Шуманом и Мусоргским.

Музыкальный язык Прокофьева включает объёмную, пластичную мелодию большого диапазона, в которой свобода интонаций и сложноладовая основа сочетаются со структурной отчётливостью, кадансированием. Инструментальные мелодии при большом диапазоне и скачках не теряют пластичности и кантиленности. Вокальные мелодии созданы в стиле напевной декламации, отражающей интонации и синтаксис речи, принадлежат к традиции Даргомыжского и Мусоргского. Мелодия Прокофьева является одним из ярких открытий xx века.

Гармония Прокофьева тоже сочетает в себе традиционные и новаторские черты. Двенадцатитоновая тональность трактуется диатонически. Аккорды имеют трезвучную основу, функциональное значение. Однако традиционные простые функции подменяются аккордами мажоро-минора, происходят отклонения в далёкие тональности. Фактура произведений объёмная и красочная.

Стиль Прокофьева изменялся на протяжении всей его творческой жизни, он сочинял традиционную, гротескную, лирическую, музыку на исторические темы, а также для детей.