Найти тему
Art will go on

Ювелир, на которого полагался Карл Фаберже

В Музеях Московского Кремля проходит восхитительная выставка «Карл Фаберже и Федор Рюкерт. Шедевры русской эмали». Пасхальными яйцами Фаберже публику не удивишь, а вот имя Рюкерта известно лишь узкому кругу специалистов. У выставки есть своеобразная миссия – открыть новое, неоправданно забытое в советское время имя «живописца по эмали» Федора Рюкерта.

Эмаль – тонкое стекловидное покрытие на поверхности металла, получаемое высокой температурной обработкой.

О Федоре Ивановиче Рюкерте (1851-1917) сохранилось мало биографических сведений. Он был немцем (настоящее имя Фридрих Рюккерт). В Россию переехал в возрасте 14 лет. Обучался ювелирному делу в Москве. Став хорошим мастером, открыл небольшую мастерскую на Таганке, которая специализировалась на эмалях. Палитра эмалей Рюкерта выделялась среди большинства московских эмалей большим богатством тонов. Он был виртуозом своего дела, оригинальным и самобытным автором. Рюкерт сотрудничал с несколькими московскими ювелирными фирмами, которые делали у него заказы и продавали изделия под своим именем.

После революции о Рюкерте забыли, мастерская закрылась по понятным причинам. Его работы переплавляли или продавали за рубеж. В российских музеях хранится мало работ знаменитого эмальера. Вот почему бОльшая часть экспонатов для выставки привезена из частных коллекций и музея Виктории и Альберта в Лондоне.

Представленные на выставке произведения показывают все разнообразие эмалевых техник: выемчатую, перегородчатую, живописную, витражную эмаль, а также эмаль по гильошировке. Предметы на выставке можно условно поделить на два вида: дипломатические подарки и предметы с имперской символикой (кубки, ковши, оклады икон); предметы личного пользования и семейные подарки (табакерки, сервизы, посуда, пасхальные яйца, портсигары, шкатулки).

Особое место на выставке занимают два пасхальных яйца фирмы Фаберже, подаренные императором Николаем II императрице Александре Федоровне на Пасху. Пасхальное яйцо с моделью сибирского поезда было преподнесено императрице в 1900 году. К яйцу прилагается золотой поезд, вагоны которого украшены рубинами и бриллиантами. Он заводится золотым ключиком и может проехать несколько метров. Пасхальное яйцо «Московский кремль» было подарено в 1906 году. Композиция воспроизводит стены и башни кремля с белокаменной церковью посредине. Заглянув в одно из окошек, можно увидеть интерьер церкви. В золотой подставке скрыт механизм, проигрывающий херувимские песни.

Отдельно стоит обратить внимание на изделия с декоративными эмалевыми панно. Начало 20 века – время обращения к теме русской старины. Мастера часто украшали свои изделия миниатюрами, выполненными в технике живописи по эмали. Эти миниатюры – репродукции картин на сказочные, былинные темы знаменитых художников: Васнецова, Маковского, Верещагина, Репина. Произведения Рюкерта – показательные образцы «русского стиля». Они сочетают в себе орнаменты на тему русской старины и модерна.

Если вам понравилась статья, ставьте лайк, комментируйте и подписывайтесь на мой канал об искусстве. Также читайте мой телеграм-канал.