Всё чаще в России делают вид, что обиделись на Болгарию. Пишут и вещают с экранов, что освобождённые от многовекового гнёта болгары чуть ли ни предатели исторически сложившейся дружбы между нашими народами... А вот их бывшие угнетатели турки... Может, разложим по полочкам, а?
Продолжение, начало читайте по этой ссылке
Освободители
3 марта вся Болгария отмечает самый значимый государственный праздник — День Освобождения от Османского рабства. Главные торжества проходят на горе Шипка, хотя 3-го марта в пригороде Стамбула Сан-Стефано был подписан временный мирный договор, подтвердивший окончание очередной Русско-турецкой войны 1877—1878 гг., а заодно и Освобождение Болгарии от Османского рабства. На этот раз Русская оккупационная армия не покинула европейские провинции Турции, а на отвоёванной территории стала насаждать свои порядки. И так продолжалось до 1 (13) сентября 1878 года, вернее, до подписания на созванном в Берлине конгресса для пересмотра условий Сан-Стефанского договора, завершившегося подписанием т.н. «Берлинского трактата», согласно которому Болгария была разделена на три части: вассальное болгарское княжество со столицей в Софии, глава которого утверждался султаном и которое обязано платить Турции ежегодную дань; Турецкую провинцию Восточная Румелия со столицей в Филиппополе (ныне — Пловдив, Болгария, ЕС) с турецким управлением и охраной границ частями регулярной турецкой армии и Македонию, возвращённую Турции без изменения статуса. Фракия также оставались за Турцией. Управление Болгарией русским военным комендантом и срок пребывания русских войск в Болгарии был ограничен 9-ю месяцами.
Временное русское управление (ВРУ) территории Болгарии, оккупированной русскими войсками во время войны, длилось с июня 1877-го по июнь 1879 года. «Управление гражданской администрации освобожденных земель за Дунаем» находилось в подчинении командования Русской армии. ВРУ возглавил уполномоченный центрального управления Общества Красного Креста, убеждённый славянофил Владимир Александрович Черкасский (род. 1824), распорядительность которого при организации санитарного транспорта спасла сотни жизней русских солдат и болгарских ополченцев, оборонявших Шипкинский перевал и осаждавших Плевну. Апосле его смерти в Сан-Стефано в день подписания мирного договора 19 февраля
(3 марта) 1878 года, 16 апреля Управление возглавил Киевский, Подольский и Волынский генерал-губернатор, командующий Восточным отрядом, а затем русским оккупационным корпусом в Болгарии, князь Александр Михайлович Дондуков-Корсаков (1820—1893).
ВРУ приняло нормативы по организации армии, судов, школ, полиции, здравных и почтовых служб, учредило Болгарский национальный банк, ввело обязательное начальное образование и воинскую повинность для мужчин в возрасте 20–30 лет, способствовало принятию Тырновской (первой Болгарской) конституции. 19 мая 1879 года ВРУ передало власть в Восточной Румелии генерал-губернатору Алеко (Александру) Богориди (1822—1910). А 29 июля за управление Болгарией Дондуков-Корсаков был награждён орденом Святого Владимира 1-й степени.
Престолоизбрание
На вновь образованный болгарский княжеский престол Царь-Освободитель Александр II предложил кандидатуру племянника супруги Марии Александровны, сына её родного брата Александра Гессенского, сопровождавшего Государя в походе Русской армии в Болгарию и даже отличившегося в деле в составе передового отряда Иосифа Владимировича Гурко (1828—1901) Александра Баттенберга (1857—1893). 17 апреля 1879 года Первое Великое народное собрание из трёх кандидатов выбрало его новым правителем — князем Болгарии. Глава временного оккупационного русского управления князь Александр Михайлович Дондуков-Корсаков встретил в Варне прибывшего из Константинополя князя Александра I, где тот получил у султана Абдул-Хамида II инвеституру — формальный юридический акт введения в должность, и проводил его до Тырнова. Там 26 июня (9 июля) Александр принёс присягу на новой Конституции на верность Болгарии. А 5 (17) июля назначил правительство во главе с Тодором Бурмовым (1834—1906).
После процедуры передачи власти российская администрация сложила с себя полномочия. Однако в новом первом болгарском правительстве, состоящем из председателя и четырёх министров, военным министром был поставлен генерал-майор Генерального штаба Русской армии Пётр Дмитриевич Паренсов (1843—1914), в течение семи месяцев, предшествующих войне, производивший разведку о силах и расположениях турецких войск на территории Болгарии и за это арестованный турецкой полицией в Рущуке. 4 июля Паренсов был уволен с русской службы и зачислен на службу в болгарской армии с назначением военным министром. Остался он военным министром и в следующем правительстве митрополита Тырновского Климента. В марте 1880 года, во время своего визита в Санкт-Петербург, князь Александр I потребовал отзыва Паренсова и назначения военным министром подполковника Павла Адамовича Плеве (1850—1918).29 марта тот был отозван из Болгарии и вновь определён на российскую военную службу в Генеральный штаб. Болгарское фиаско сказалось на здоровье кадрового русского разведчика, он испросил отпуска по причине тяжёлой болезни и 7 октября 1884 года был зачислен в запас по Генеральному штабу.
Но Плеве был болгарским военным министром лишь до 3-го апреля.
И 17 апреля по рекомендации Государя на пост был назначен произведённый 22 октября 1877 года за отличие в Русско-турецкой войне в генерал-лейтенанты командир 11-й пехотной дивизии Казимир Густавович Эрнрот (1833—1913). По окончании войны его временно уволили с русской службы из-за поступления на болгарскую с тем же чином. Сначала Эрнрот стал советником Александра Баттенберга.
Затем — военным министром. А с 9 мая по 1 (13)июля 1881 года исполнял обязанности министра-председателя (премьер-министра) и министра иностранных дел Болгарии. Кому верно служил болгарский премьер — русский генерал финско-шведско-баварского происхождения — говорят его награды за время службы в Болгарии: в 1880 году он был награждён русским орденом Святой Анны 1-й степени, а на следующий год — орденом Святого Владимира 2-й степени.
С 1 (13) июля 1881 года по 23 июня (5 июля) 1882-го кресло министра-председателя оставалось вакантным.
Возвращение отпускников
Председателем правительства с 5 июля 1882-го по 19 сентября 1883-го вновь был подданный Российской короны. Леонид Николаевич Соболев (1844—1913) до 1882 года служил в Генеральном штабе Русской армии, когда 23 июня князь Болгарии Александр I Баттенберг назначил его 6-м премьер-министром и министром внутренних дел страны.
Военным министром в 1882—1883 гг. был также выпускник Российской Николаевской академии Генерального штаба, произведённый в 1880 году в генерал-майоры, Александр Васильевич Каульбарс, прославившийся тем, что в 1877 году с уланами 8-го Вознесенского полка захватил на Дунае турецкий пароход «Анкета», на котором после объявления манифеста Александра II о начале войны с Турцией русские войска успешно форсировали Дунай. По окончании военных действий Александр Каульбарс был назначен членом международной комиссии по определению границы Сербии.
В мае 1883 года и князь Александр I, и Соболев прибыли в Москву на коронацию императора Александра III. Баттенберг попросил об отзыве Соболева и Каульбарса из Болгарии, но получил категорический отказ.
6 сентября болгарский князь восстановил Тырновскую конституцию.
7 сентября Соболев и Каульбарс, посчитав свою миссию выполненной, при невозможности далее управлять Болгарией с князем Александром, подали в отставку, и через несколько дней покинули Болгарию. Вернувшись на русскую службу Соболев принял командование
1-й бригады 37-й пехотной дивизии.
После отставки Александра Каульбарса до 9 сентября 1885 года военные министры в болгарском понимании были русскими, в нашем смысле – офицерами Русской армии, временно перешедшими (откомандированными) на болгарскую службу (вам это ничего не напоминает? – прим. авт.).
Затем в знак несогласия с Союзом Великих держав, вопреки своей воле, император Александр III, сын Царя-Освободителя Александра II, отозвал из Болгарии военного министра генерал-майора князя Михаила Алексеевича Кантакузена (1840—1894) и всех русских офицеров, которые занимали до этого момента важнейшие командные должности в болгарской армии, в надежде, что Болгарская армия без них будет небоеспособна. Но Сербии это, как показали ближайшие события, не помогло.
Продолжение следует.
Уважаемые читатели! Благодарю вас за проявленный интерес.
Стараюсь откликаться на конструктивную критику. По условиям публикаций на Дзене, особо острые статьи и главы моей книги «Исправленному верить» доступны только подписчикам.
Дочитывайте, подписывайтесь, ссылайтесь и делитесь с друзьями. Ждите новые публикации о малоизвестных фактах нашей Истории!