Найти тему
ЭврикаХаб

"Хитрые" способы сравнения обыкновенных дробей — актуальны в любом классе от 4 до 9 и на ОГЭ

Оглавление

#хакнем_математика 👈 рубрика, содержащая интересный, познавательный контент по математике как для школьников, так и для взрослых 🥳

Изображение взято из открытых источников информации
Изображение взято из открытых источников информации

Цикл статей "Дроби"

Первая часть Вторая часть Третья часть

Четвертая часть Пятая часть Шестая часть

КАК СРАВНИВАТЬ ОБЫКНОВЕННЫЕ ДРОБИ?

Здравствуйте, уважаемые читатели! В этой статье будут рассмотрены различные способы сравнения обыкновенных дробей. Должен предупредить, что этот вопрос обсуждается

в учебниках, предназначенных как для четвёртого класса, так и в последующих — вплоть до седьмого. Причём, одно и то же сравнение осуществляется в них подчас различными способами.

Вот номер из каталога заданий ОГЭ-2021 на тему данной статьи, а следующий за ним номер взят из пособия к ОГЭ-2017 под редакцией И.В. Ященко.

Прежде чем читать дальше, решите эти задания и сравните ответы, а возможно и решения, с решениями автора, которые будут приведены ниже.

-2
-3

Вот два правила сравнения обыкновенных дробей, изучаемые

в четвёртом классе.

I. Из двух обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями больше та, у которой больше числитель (обратно: меньше та, у которой меньше числитель).

Поскольку часто обыкновенная дробь является результатом деления натуральных чисел, то становится очевидно, что это правило следует из хорошо знакомого четвероклассникам свойства деления: чем больше делимое при неизменном делителе, тем больше частное.

Прежде чем переходить к следующему правилу, необходимо

для отработки соответствующего навыка, предоставить четвероклассникам возможность подобного сравнения, которое вполне возможно провести устно.

II. Из двух обыкновенных дробей с одинаковыми числителями больше та, у которой меньше знаменатель (обратно: меньше та, у которой больше знаменатель).

И это правило следует из свойства деления, когда при неизменном делимом частное уменьшается при возрастании делителя и увеличивается при его уменьшении.

На отработку навыка использования этого правила следует потратить больше времени и использовать большее число соответствующих примеров.

Вот, например, как решаются вышеприведённые задания из каталога «ОГЭ-2021».

№ 12 (337381)

Поскольку, a > b, то, в соответствии с правилом II,

-4

ОТВЕТ. 2.

Ещё одним способом сравнения двух обыкновенных дробей

служит сравнение каждой из них с каким-нибудь числом.

В третьей статье цикла мы таким образом сравнили правильные и неправильные дроби.

Обычно возможность такого сравнения легко замечается учениками.

Сравним, например, дроби

-5

Очевидно, что

-6

№ 2.1. (первая цифра — № задания, вторая — № варианта)

В соответствии с правилом I имеем:

-7

Проверим число 11/23:

-8

ОТВЕТ: 3

Хорошо считающий «в уме» ученик может использовать для подобных сравнений различные дроби:

-9

и многие другие.

В пятом классе для сравнения дробей вида

-10

можно использовать единичный отрезок числового луча.

В самом деле, первой дроби, чтобы стать единицей, «не хватает» всего лишь

-11

а значит точка, изображающая дробь

-12

дальше от отметки 1 и ближе к отметке 0 по сравнению c точкой, соответствующей дроби

-13

(см. рисунок).

-14

Но тогда

-15

Этот результат можно обобщить для любых натуральных значений m и n, при m<n:

-16

Проведём это обобщение с помощью универсального метода сравнения

двух обыкновенных дробей путём приведения к общему знаменателю, в соответствии с правилом I.

Очевидно, что числа «n» и «n+1» взаимно просты, поскольку

при делении второго из них на любой, кроме единицы, делитель первого даёт в остатке число 1.

Имеем обыкновенные дроби

-17

Умножим и числитель, и знаменатель каждой из них на знаменатель другой, воспользовавшись при этом распределительным свойством умножения относительно сложения (которое лично я считаю самым важным в курсе школьной математики!):

-18

Замечу для семиклассников: мы попутно доказали формулу сокращённого умножения «произведение разности и суммы двух чисел равно разности их квадратов».

В результате получили верное неравенство

-19

В некоторых случаях для сравнения удобно приводить дроби к общему числителю, чтобы воспользоваться правилом II.

Требуется, например, сравнить дроби

-20

Вместо того, чтобы затеваться с поиском наименьшего общего знаменателя, приведём эти дроби к общему числителю. Для этого и числитель, и знаменатель первой дроби умножим на 3, а числитель и знаменатель второй — на 2.

Получим верное равенство

-21

Заданные дроби равны...Что ж, случается и такое!

Если вам было интересно, не забудьте подписаться на наш канал и хэштег #хакнем_математика

Автор: #себихов_александр 71 год, много лет проработал конструктором-технологом микроэлектронных приборов и узлов в одном из НИИ г. Саратова, затем преподавателем математики и физики.

Другие статьи автора:

-22

Цикл статей "Дроби"

1 статья 2 статья 3 статья 4 статья 5 статья 6 статья 7статья [Текущая]