Как учиться языку (да, впрочем, и всему остальному) так, чтобы его действительно выучить?
То есть не просто пройти какой-то курс, получить корочку, суметь вставить слова в пропуски и раскрыть скобки.
И даже не научиться читать и понимать на слух, а - самое сложное и главное - научиться говорить, понимать собеседника и, в идеале, думать по-английски?
Этот вопрос не раз вставал перед всеми, кто обучается языку. У практически каждого есть больные точки и "скелеты в шкафу": темы, которые вроде 100500 раз учил, но они до конца (то есть до автоматизма, свободного использования и полной ясности) не отработаны и висят в мозгу мертвым грузом. И создают помехи📺
Как же качественно и навсегда, (без смс и регистрации) разобраться?
Учесть принципы работы человеческого мозга:
🍯 Человек воспринимает большую часть информации (до 70%, Карл!) глазами. Более того: даже текст человек воспринимает, в первую очередь, визуально как набор картинок/images. Потому, кстати, от чтения устаешь быстрее, чем от просмотра изображений. Отсюда вывод: схемы и картинки (НЕ конспект или текст повествованием, "сплошняком") очень облегчат восприятие. Особенно если эти схемы составили вы сами, то есть пропустили материал через себя. Переработали его, выбирая, что главное, а что нет.
Существует так называемый эффект превосходства образа. Мозг воспринимает текст хуже, чем визуальные образы (схемы, диаграммы, графики, картинки). Более того: для нашего мозга текст - это много-много мелких картинок. Соответственно, "оперативки" на обработку этого множества уходит гораздо больше, чем на восприятие одной, но четкой и ёмкой схемы или иллюстрации.
В качестве примера, привожу mind map (графическую схему) некоей Mrs Henderson. Ручаюсь: вам будет достаточно полминутки посмотреть на эту карту, чтобы запомнить основную информацию об этой даме. А если бы те же самые факты были изложены в виде текста, времени и усилий потребовалось бы намного больше. Ну, и было бы не так интересно, что тоже немаловажно
🍯 Лучше всего человек запоминает то, чему обучил кого-то, что объяснил кому-то еще.
И это - не мои досужие фантазии:
В 60-е годы XX века институтом NTL в Бетеле (штат Мейн, США), основываясь на результатах множества исследований, был создана пирамида обучения.
Она показывает, какие практики и действия помогают человеку усвоить новую информацию.
То есть практика - это важно (75% усвоения информации), но все-таки лучший способ действительно научиться чему-то (а не просто "пройти тему") - это обучить кого-то еще, объяснить кому-то еще сложную тему или действие.
🍯 Та информация, до которой вы дошли сами и ради которой пришлось потрудиться (искать, анализировать, сопоставлять) запоминается лучше той, что далась легко и без усилий.
В этой связи расскажу немножко о так называемом guided discovery - дословно можно перевести/объяснить как "открытие, сделанное под чьим-то руководством". Эта методика применяется при изучении грамматики.
И заключается она в том, что вам не просто вываливают сходу объяснения того или иного явления. Напротив: вам дают пример использования этого явления, а вы уже сам, под руководством преподавателя и с помощью наводящих вопросов доходите до того, как что это значит, как образуется и используется.
🍯 Мозг воспринимает элементы в связи друг с другом + лучше фиксирует в памяти то, что связано с эмоциями.
То есть чем больше ассоциаций с нужной вам грамматическую темой удастся построить, чем больше примеров, желательно эмоциональных, ярких, даже шокируюших - тем лучше. И чем больше вы употребите интересующие конструкцию в контексте - тем тоже крепче "зацепился" за мозг этот материал.
🍯 Запоминается, как правило, материал, повторенный 3 и более раз. Лучше более, конечно. А дальше по ощущениям.
При этом не стоит мусолить одну тему 100500 раз, пока не будет полного автоматизма - и лишь затем переходить к следующей.
Допустим, вы еще плюс-минус в самом начале пути и отрабатываете Present Simple. То есть время, которое описывает регулярные действия в настоящем (думаю, эти объяснения и так уже завязли у вас в мозгу, хех).
И вы постоянно забываете добавить заветную -s в глагол в третьем лице единственном числе: he like вместо he likes и т.д. Думаю, на этот моменте многие понимающе хмыкнули: конечно, забываю! Особенно в устной речи, когда надо быстро, правильно и содержательно что-то сформулировать.
Мое предложение: если вы понимаете, когда добавляется это злосчастное окончание, и в письменной речи/упражнениях с этим справляетесь, если каши в голове на этот счет нет - идите дальше. Открою секрет: даже ученики среднего уровня и выше нередко "провтыкивают" этот момент.
Четкое, интуитивное ощущение, что без этой -s что-то не так, ухо режет придет позже.
Пока просто идите дальше. Берите новые времена, темы, читайте, слушайте и говорите. Present Simple вам 200% еще не раз встретится - и будет возможность его отшлифовать.
***
На этом пока все.
Было интересно?
Остались вопросы?
Комментируйте: мне будет приятно, и я с радостью помогу вам разобраться:)