Найти тему
Мыслеслов

Об образовательных стандартах

Часть 2
Часть 2

Доброго здравия, дорогие читатели. Эта вторая публикация на тему «Можно ли назвать образованием то, что дает современная школа?»

Сначала несколько слов об этой уже известной широкому кругу читателей аббревиатуре – ФГОС (федеральный государственный образовательный стандарт). Новые стандарты должны обеспечить единство и преемственность образования наряду с очень подробно прописанными требованиями. Если первое и второе понятно без разъяснений, то на третьем надо остановиться. Стандарты включают три вида требований: чему обучают, как обучают и зачем – что в результате обучения должны получить выпускники на каждой ступени обучения.

-2

В стандартах первого поколения входу был так называемый компетентный подход. Честно говоря, многие до конца ещё не успели понять, чем компетенции отличаются от компетентности, как тут подоспели стандарты второго поколения и компетентностный подход был разбавлен очень хитрой понятийной конструкцией – «универсальные учебные действия», сокращенно – УУД. Компетенции и компетентности теперь остались практически только у учителя.

Цитата из методической статьи сайта “Образовательная социальная сеть”: «В широком смысле слова «универсальные учебные действия» означают саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта». Сложно воспринимается, однако.

-3

Эти УУД расписаны с той же степенью тщательности, насколько прописана технологическая документация в металлообработке или машиностроении. Кто-то действительно наверху думает, что у ребёнка можно сформировать в полном объёме, как в документации, такое «познавательное универсальное учебное действие» (не проще ли было бы назвать это «качеством») как «…моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая)»?

Кто из читателей, интересно, без ущерба для самосознания и без признаков когнитивного диссонанса добрался до конца предложения? И таких УУД не один десяток. Конечно, грамотный учитель разберётся во всех этих формулировках, к тому же сейчас в сети есть множество шпаргалок-конструкторов, которые можно использовать для конструирования технологической карты урока!

Что такое урок, это момент создания учителем совместно с его учениками образа учебной задачи. И неважно, литература это, физика или физкультура. Задачи, это ведь урок, есть в любом случае. Чем лучше отношения между учителем и учеником, тем радостнее решается задача. Радость должна присутствовать на уроке! Тогда, а вот сейчас вот в таком стиле, учебный материал заходит самым лучшим и правильным образом в сознание школьника-лоботряса.

Но у нас УУД! И учитель тщательнейшим образом, по-другому попросту не умеет, в технологическую карту урока посекундно вписывает в соответствующие столбцы и строки свои действия и действия учеников. А потом на уроке контролирует их выполнение. И уже никому не интересно и не радостно, хотя у Вани сегодня хорошее настроение, у Сони день рождения, а Маша с Никитой поругались на перемене. Дети уже личности и они хорошо замечают, когда к ним относятся как к средству производства. Воспитание и обучение это не технологический процесс, а момент передачи опыта старшего поколения подрастающему. Этот момент и называется образованием. Если кто-то хочет оспорить сие изречение, прошу, не сдерживайте себя.

Интересно, наверное, многим, а УУД как-то оцениваются? Нет, не оцениваются, только фиксируются. Есть попытки, конечно, переводить всё это в обычные школьные баллы, но процесс этот весьма трудоёмок. И трудоёмок не столько переводов, сколько конструированием (опять технология!) заданий с набором различных УУД.

А теперь вишенка на торте: ФГОС никак не пересекается с ГИА (государственная итоговая аттестация) ни в 9, ни в 11 классах. То есть все эти УУД важны сами по себе, без привязки к самому главному событию в жизни школьника – итоговому выпускному экзамену. А так замечательно огород городили, что забыли, зачем городили.

К чему приведёт нас ФГОС?

Интересно, что думаете по этому поводу вы, дорогие читатели. Никто ведь до сих пор не спрогнозировал, чем в будущем обернётся для нашей школы эта реформа.

Эх, повезло же нам всем жить в эпоху перемен!

Спасибо.