Считается, кино родилось во время показа в Париже. Что символично – кино такая же грандиозная многоликая химера, как и сам этот город. Один из режиссеров новой волны назвал свой фильм "Париж принадлежит нам", при этом фильм о том, что "Париж не принадлежит никому". Париж - удивительный фантом. Он так же многолик, как и личности тех, кто с ним соприкасается.
Парижей много, хотя все они в одной географической точке. Париж эмигрантов и парижан, любовников и интеллектуалов, покупателей дорогих бутиков и живущих на улицах клошаров. Есть Париж криминальный, который целый мир, о котором пишут книги. Есть Париж Бальзака и Гюго, Оруэлла и Поплавского, Рене Клера и Дмитрия Кирсанова, художников-импрессионистов и режиссёров «французской новой волны. А есть Париж "американский". Фильм Вуди Аллена как раз о нём.
Полночь в Париже / Midnight in Paris 2011 реж. Вуди Аллен
Американский Париж населен американцами. Их нескольких типов, все они персонажи "Полночи в Париже". Это богатые праздные туристы, не менее богатые и непраздные бизнесмены, а также снобы от искусства (преимущественно преподаватели университетов или журнальные редакторы) и творческие личности, пребывающие в поисках себя или вдохновения. Творцы бродят по улицам, богатые по модным ресторанам и бутикам в компании со снобами от искусства – французам они не верят, к тому же они вызывающе не говорят по-английски, а кто-то должен увлекательно преподнести разницу между "Шато Пап Клеман" 98го и 95го.
Американцев в Париже интересует в первую очередь американское. Так что главный герой фильма, голливудский сценарист, мечтающий стать писателем, отправляясь на прогулку по городу, встречает тоже американцев. Это самые знаковые персонажи американкой культуры - Хемингуэй, Фицджеральд, Гертруда Стайн, Коул Портер, Том Элиот, Жозефина Бейкер, Ман Рей ( кажется Дали и Бунюэль оказываются здесь разве что с ним за компанию).
Все они из самой «американской» эпохи в истории Парижа - 20х годов 20го века. Тогда из-за выгодного курса доллара жить в Париже для американцев было намного дешевле, чем на родине. Да и интереснее. Париж был самым модным городом Европы, бурлящий творческой энергией и новыми идеями.
Любимый герой Вуди Аллена, он же главный герой фильма, типичный американский интеллектуал со всеми соответствующими его статусу комплексами. Один из них – зацикленность на себе. (Американские интеллектуалы также эгоцентричны, как и вся американская культура.) Так что аlter ego Вуди Аллена в исполнение Оуэна Уилсона, который буквально копирует мимику, жесты и манеры режиссера, не станет пытать своих знаменитых спутников вопросами о противоречивых фактах их биографии, а попытается получить отзыв на свою книгу. А еще подкинет Бунюэлю идею будущего фильма «Ангел-истребитель». (Кому же, как не американцам, могут принадлежать лучшие идеи😊)
Единственной, кто кажется по-настоящему станет интересен герою, кроме него самого, красивая француженка. (Но только после того, как выкажет интерес к его книге.) Правда, в итоге девушку он потеряет в совместном путешествие в иное время – в «belle еpoque». Но это никак не отразится на легкой безмятежности сюжета, который под стать эпохи, в которой оказывается по ночам герой.
Как бы не сложилась жизнь иностранцев, в том числе американцев, в Париже в 20х, этот город был для них незабываемым, прекрасным приключением. Отчаянно беспечные, вечно влюбленные, ищущие вдохновения в вечеринках, в ночных кафе, в бесконечных спорах и соперничестве друг с другом, они сходились и расставались, не чаяли друг в друге души и неистово ненавидели, упивались джазом, шампанским и дешевым вином (в зависимости от обстоятельств), а также творчеством и жизнью. И в итоге создали великое множество знаменитых книг, картин, фильмов и музыки.
Париж 20х – вечный праздник. Тот самый, который остается "всегда с тобой" т.е. с теми, кому посчастливилось стать его участником. Не удивительно, что некоторые из американцев так и не вернулись на родину, став французскими гражданами и вечными парижанами.
И фильм похож на этот праздник. Он полон тонкой самоиронии, остроумных находок вроде Эдриена Броуди в роли Сальвадора Дали, Карлы Бруни, жены тогдашнего президента Франции, в роли французского гида, самой популярной французской актрисы Марион Котийяр в образе музы художников. И бесконечной иронии, в том числе над тем, что у каждого, как и свой Париж, своё идеальное прошлое, а жить все-таки стоит в настоящем.
Это один из самых легких и светлых фильмов Вуди Аллена, доказательство, что Париж не утратил своих чар и по-прежнему вдохновляет. Попытка Вуди Аллен снять нечто подобное о Риме, оказалась "так себе".
Понравилась статья? Ставьте лайки! Хотите читать ещё - подписывайтесь на канал: Подписаться
Автор :@heynavidad t.me/zhiznkakkino