Найти тему
Ирина Щедрова

Откуда берутся одинокие старушки. Часть 1- "черствые" дети

Добрый день всем! Ради приветствовать на канале "Человек в мире людей"!

В большинстве своем мы все-люди совестливые, жалостливые и милосердные. Поэтому нам всегда жалко страдающих детей, животных и стариков. Но если с первыми двумя все понятно-они беспомощны по природе своей и всецело зависят от отношения к ним находящегося рядом взрослого. То в ситуации со стариками не все так просто.

Поддержите материал лайком, а автора-подпиской на канал
Поддержите материал лайком, а автора-подпиской на канал

Эта история началась более пяти лет назад. Я только пришла в епархиальную службу «Милосердие» с желанием «творить добро». В качестве получателей творимого мною добра выбрала как раз стариков.

И сразу же попала на собрание, где тогдашний руководитель службы, а это был не много не мало архиерей, рассказывал таким как я новобранцам об особенностях социального служения в отношении пожилых людей.

И этот мудрый человек произнес фразу, которая заставила меня крепко задуматься.

Он сказал: «Прежде чем вы возомните себя этакими героями, спасающими несчастную бабушку от черствых и неблагодарных родственников, попытайтесь ответить для себя на вопрос - а как получилось, что в огромном мире людей она осталась совершенно одна».

В последствии мой собственный опыт и опыт других волонтеров неоднократно подтверждал справедливость этих слов.

Черствые невнимательные дети

Они из детдома что ли? Нет. Именно эта мать их воспитывала, от рождения и до сегодня. Именно она давала им те социальные установки, которые теперь проверяет на своей печальной судьбе.

Наша команда ухаживала за лежачими в отделении больницы
Наша команда ухаживала за лежачими в отделении больницы

Одна из установок – все лучшее детям.

- я себе куска повкуснее никогда не положила, все им…
- платья лишнего себе никогда не купила, все в одном бегала. А уж когда дочки выросли – за ними донашивала, что отдадут…
- я бывало детей спать положу и еще полночи посуду мою, одежку их утюжу, ботинки намываю, чтоб в школу чистыми пошли…
- всю пенсию им. Мне куда? Мне ничего не надо. Одежка хоть и старая, да еще годная. Еды - хлеба да молока возьму вот и сыта. Картошечка своя, лучок какой… пока в силах была растила все…

Сколько раз я слышала эти печальные исповеди! И каждый раз вспоминала рассказы, кажется, В. Осеевой, которые нам в далеком детстве читала наша мама. Про злую мать и добрую тетю.

В той истории все осуждали мать, которая не даст конфетку ребенку, не откусив от нее половину. И все хвалили добрую тетю, которая все отдавала ребенку. Когда мальчик вырос, люди говорили: «Какая счастливая мать у этого парня! Он не съест конфетку, не предложив ей половину». А про тетю ничего не говорили.

Зачем? Зачем мы воспитываем из детей потребителей, которые привыкают, что все лучшее – ему. Просто как данность. И забывают, что у мамы тоже есть потребности, пусть скромные, но есть.

И она тоже женщина, которую не может не порадовать красивая вещь, «вкусняшка» или элемент уюта. Пусть просто домашние нарядные тапки-валеночки, чтоб у бабушки не мерзли ноги, или красивая жилетка.

Мы сами говорим: «Мне ничего не надо. Я обойдусь». И они привыкают.

Вы замечали, что сложнее всего выбрать подарок человеку, у которого «все есть». То есть ему вроде бы ничего не надо. Вот когда мы декларируем это своим детям, им тоже становится трудно.

Вначале они пытаются бороться с внутренним дискомфортом – как увязать заботу о родителях, которую пропагандирует социум, с этим «ничего не надо». Покупают что-то на свое усмотрение, но сталкиваются с протестом: «Зачем ты деньги потратил зря! Лучше б себе купил, внукам…»

Тратить зря никто не любит. И никто не любит, когда его труды не ценят. «Я старался, выбирал, все магазины объехал чтоб получше найти, а она – сдай обратно, мне не надо!» И это я тоже слышала, только от детей тех старушек, что жалуются на черствость.

Так и хочется сказать: «А вы договариваться не пробовали?» В том-то и проблема, что они зачастую говорят на разных языках любви. Подробнее про языки любви у меня есть статья.

А покороче так: для сына любовь -это купить что-то полезное в дом, чтоб матери было комфортно. Это язык заботы, причем мужской молчаливой заботы.

Лайки и комментарии улучшают карму. И не только автора:)
Лайки и комментарии улучшают карму. И не только автора:)

А для мамы любовь - это посидеть вместе чаю попить, рассказать ему про жизнь свою, услышать слова добрые…Это язык общения и затраченного времени.

Сын не может дать эту любовь – он занят и нежные слова не умеет говорить даже жене. Кстати да, мама не научила. Но он дает ту любовь, на которую способен. Только мама не умеет эту любовь принять. Вот такой замкнутый круг.

Выводы из статьи, думаю, каждый сделает свои. Я же как резюме могу сказать «все лучшее детям» хорошо, как лозунг на стене и в отношении Государства. Кстати, именно там он впервые и появился. Вот пусть Государство и отдает все лучшее детям. А в семье этого делать нельзя! Иначе ребенка не научить любить.

И второе –просто понять, что языки любви бывают разные. И это чистое личное восприятие. Вся семья может любить «обнимашки», а один ребенок нет. Ему понятнее слова поддержки и уверенности в его успех. Надо уметь это увидеть и принять. И ценить именно ту любовь, которую тебе дарят.

Если тема интересна, предлагаю обсудить ее в комментариях.