Вот уже не один десяток лет ведутся дискуссии о необходимости перекрытия Керченского пролива дамбой или плотиной, чтобы положить начало процессам опреснения Азовского моря. Ввиду постоянно сокращающегося сброса пресной воды такими реками как Дон и Кубань, воды Азовского моря становятся всё менее пригодными для жизни ценных промысловых рыб, а сам водоём превращается в полноценный черноморский залив со всеми вытекающими последствиями. Усиливающиеся процессы обмеления Азовского моря лишь утверждает в мысли о необходимости полной его реконструкции - опреснения и проведения берегоукрепительных работ. Вдобавок ко всему, вопросы о необходимости строительства Евразийского канала для расширения возможностей торговли с прикаспийскими государства, убеждает в важности проведения серьёзных строительных работ в Азовском море и Керченском проливе.
Пионеры Азовской плотины
Уже в конце XIX века в России столкнулись с проблемой повышения уровня солёности вод в Азовском море, а стоит отметить, что тогда Дон и Кубань ещё никто не перекрывал для нужд сельского хозяйства. В 1899 году В. Д. Менделеев опубликовал работу "Проект поднятия уровня Азовского моря запрудою Керченского пролива" с целью опреснения Азовского моря, так как воды Чёрного с ним соприкасаться уже не будут. Проект преследовал цель не только для сохранения популяций ценных промысловых рыб, но и увеличения их вылова. Сооружения данной плотины повлекло за собой повышение уровня Азовского моря на три метра, что позволило принимать крупнотоннажные судна, для этого предполагалось в самой плотине оборудовать специальные шлюзы, при этом, на будущее планировалось использование подобного сооружения в качестве гидроэлектростанции - опыт строительства ГЭС в России того времени был ещё небольшой.
Увы, проект В. Д. Менделеева опубликовали и на этом остановились, и вернулись к нему только в конце 1920-х годов, когда профессор А. В. Чаплыгин предложил аналогичный вариант с небольшим дополнением, а именно расширить и углубить древний ров на Перекопском перешейке Крыма и превратить его в канал, по аналогии с тем, как это в своё время сделали древние греки 2500 лет назад - это позволило бы изрядно сократить путь между портами Одессы и Ростова-на-Дону. Ещё дальше в своих строительных планах пошёл инженер А. А. Шульга, который в период индустриализации государства предложил с одной стороны фантастический, а с другой весьма практичный проект создания единого пресноводного пространства Азовского моря и северной части Чёрного моря. Дело в том, что в северную часть Чёрного моря впадает множество крупных рек, таких как Днепр, Дунай, Днестр. При этом, уровень морских глубин здесь сравнительно небольшой - не более 50 метров. Вывод простой: полностью отгородить северную часть Чёрного моря высокой дамбой, сохранив пресноводный сток и использовав его на нужды народного хозяйства. Стоит отметить, что реализация подобного проекта позволило бы сделать климат Северного Причерноморья гораздо мягче, а урожайность могла возрасти в разы, не только в сельском хозяйстве, но и в промышленном рыболовстве.
Керченский гидроузел
В конце 1960-х стали резко сокращаться выловы осетровых в Азовском море, впрочем, меньше стало попадаться в сети и севрюги с судаком - рыб, которые очень чувствительны к повышению уровня солёности в воде, которая стала быстро возрастать вследствие перекрытия рек Дона и Кубани. А вместо сократившегося пресного водостока в Азовское море устремились воды гораздо боле солёного Чёрного моря. Тогда идея перекрыть Керченский пролив плотиной оформилась в работу союзных научно-исследовательских институтов. И проект был готов.
Плотина сложенная из бетонных блоков длиной в 2700 метров должна была протянуться от косы Чушка к крымскому берегу. Ширина плотины - 2,5 метра. Плотина сооружается вместе со шлюзами, которые будут пропускать судна, а в её основании должны были находится специальные водопропускные отверстия с затворами. Данные затворы были необходимы для регулирования водообмена между Чёрным и Азовскими морями - их можно было открыть полностью или частично в зависимости от погодных условий. Учитывая тот факт, что Крымский мост ещё только значился в проекте, то предлагалось на проектируемой плотине создать полосы для автомобильного движения. Увы, в связи с началом активного строительства БАМа, который "перетянул" на себя огромное количество бюджетных средств, о реализации проекта Керченского гидроузла пришлось забыть на неопределённый срок.
Море критики и водостеснительный канал
Проект керченского гидроузла предложенного союзным НИИ "Гидропроект" вызвал шквал критики в учёной общественности. По подсчётам специалистов выяснилось, что гидроузел, призванный спасти популяции уникальных обитателей Азовского моря станет их же и губителем. Прежде всего учёных смутили отверстия в основании плотины, при небольшом их количестве (200 отверстий) и небольшом поперечнике (2 на 5 метров) данные отверстия превратятся для рыб в подобие ревущей аэродинамической трубы, которая элементарно их будет отпугивать, в итоге народное хозяйство недополучит в год в среднем 85% улова...
Проанализировав ситуацию с необходимость регулирования водообмена между Чёрным и Азовским морями учёные пришли к идее создания в Керченском проливе специальной сплошной дамбы без регулируемого шлюзами каналом. Упор делается именно на ширину канала - 500 метров, протяжённость - 1000 метров. Таким образом, будет произведено сужение пролива дамбой, с встроенной в неё открытым каналом - водостеснительное сооружение, которое ограничит проникновение солёных вод Чёрного моря в Азовское и при этом позволит рыбам свободно мигрировать между морями. А чтобы рыбы в период миграции могли свободно преодолеть протяженный канал, его необходимо снабдить специальными пазухами для отдыха обессиленных рыбёх.
В целом, проблем у Азовского моря на сегодняшний день огромное количество, но при поэтапном их решении можно будет не только сохранить его для будущих поколений, но и сделать даже лучше.
Рубрика "Невероятные проекты";
1. Спасти Мёртвое море. Как наполнить водой усыхающий водоём;
2. Как хотели осушить Северное море;
3. Перекрыть Красное море: самая большая проектируемая плотина.
________________________