Найти тему
Мир в его многообразии

Реконструкция Азовского моря

Оглавление

Вот уже не один десяток лет ведутся дискуссии о необходимости перекрытия Керченского пролива дамбой или плотиной, чтобы положить начало процессам опреснения Азовского моря. Ввиду постоянно сокращающегося сброса пресной воды такими реками как Дон и Кубань, воды Азовского моря становятся всё менее пригодными для жизни ценных промысловых рыб, а сам водоём превращается в полноценный черноморский залив со всеми вытекающими последствиями. Усиливающиеся процессы обмеления Азовского моря лишь утверждает в мысли о необходимости полной его реконструкции - опреснения и проведения берегоукрепительных работ. Вдобавок ко всему, вопросы о необходимости строительства Евразийского канала для расширения возможностей торговли с прикаспийскими государства, убеждает в важности проведения серьёзных строительных работ в Азовском море и Керченском проливе.

Длительный период бытовало мнение, что если перекрыть Керченский пролив плотиной, то можно будет решить большинство проблем Азовского моря. Фото автора
Длительный период бытовало мнение, что если перекрыть Керченский пролив плотиной, то можно будет решить большинство проблем Азовского моря. Фото автора

Пионеры Азовской плотины

Уже в конце XIX века в России столкнулись с проблемой повышения уровня солёности вод в Азовском море, а стоит отметить, что тогда Дон и Кубань ещё никто не перекрывал для нужд сельского хозяйства. В 1899 году В. Д. Менделеев опубликовал работу "Проект поднятия уровня Азовского моря запрудою Керченского пролива" с целью опреснения Азовского моря, так как воды Чёрного с ним соприкасаться уже не будут. Проект преследовал цель не только для сохранения популяций ценных промысловых рыб, но и увеличения их вылова. Сооружения данной плотины повлекло за собой повышение уровня Азовского моря на три метра, что позволило принимать крупнотоннажные судна, для этого предполагалось в самой плотине оборудовать специальные шлюзы, при этом, на будущее планировалось использование подобного сооружения в качестве гидроэлектростанции - опыт строительства ГЭС в России того времени был ещё небольшой.

Поперечный разрез Керченского пролива и профили Большой и малых плотин. Из "Проекта поднятия уровня Азовского моря запрудою Керченского пролива" В. Д. Менделеева
Поперечный разрез Керченского пролива и профили Большой и малых плотин. Из "Проекта поднятия уровня Азовского моря запрудою Керченского пролива" В. Д. Менделеева

Увы, проект В. Д. Менделеева опубликовали и на этом остановились, и вернулись к нему только в конце 1920-х годов, когда профессор А. В. Чаплыгин предложил аналогичный вариант с небольшим дополнением, а именно расширить и углубить древний ров на Перекопском перешейке Крыма и превратить его в канал, по аналогии с тем, как это в своё время сделали древние греки 2500 лет назад - это позволило бы изрядно сократить путь между портами Одессы и Ростова-на-Дону. Ещё дальше в своих строительных планах пошёл инженер А. А. Шульга, который в период индустриализации государства предложил с одной стороны фантастический, а с другой весьма практичный проект создания единого пресноводного пространства Азовского моря и северной части Чёрного моря. Дело в том, что в северную часть Чёрного моря впадает множество крупных рек, таких как Днепр, Дунай, Днестр. При этом, уровень морских глубин здесь сравнительно небольшой - не более 50 метров. Вывод простой: полностью отгородить северную часть Чёрного моря высокой дамбой, сохранив пресноводный сток и использовав его на нужды народного хозяйства. Стоит отметить, что реализация подобного проекта позволило бы сделать климат Северного Причерноморья гораздо мягче, а урожайность могла возрасти в разы, не только в сельском хозяйстве, но и в промышленном рыболовстве.

План-схема опреснения Азовского моря и северной части Чёрного моря по проекту А. А. Шульги. Из книги И. И. Абадашева "Человек исправляет планету"
План-схема опреснения Азовского моря и северной части Чёрного моря по проекту А. А. Шульги. Из книги И. И. Абадашева "Человек исправляет планету"

Керченский гидроузел

В конце 1960-х стали резко сокращаться выловы осетровых в Азовском море, впрочем, меньше стало попадаться в сети и севрюги с судаком - рыб, которые очень чувствительны к повышению уровня солёности в воде, которая стала быстро возрастать вследствие перекрытия рек Дона и Кубани. А вместо сократившегося пресного водостока в Азовское море устремились воды гораздо боле солёного Чёрного моря. Тогда идея перекрыть Керченский пролив плотиной оформилась в работу союзных научно-исследовательских институтов. И проект был готов.

Плотина сложенная из бетонных блоков длиной в 2700 метров должна была протянуться от косы Чушка к крымскому берегу. Ширина плотины - 2,5 метра. Плотина сооружается вместе со шлюзами, которые будут пропускать судна, а в её основании должны были находится специальные водопропускные отверстия с затворами. Данные затворы были необходимы для регулирования водообмена между Чёрным и Азовскими морями - их можно было открыть полностью или частично в зависимости от погодных условий. Учитывая тот факт, что Крымский мост ещё только значился в проекте, то предлагалось на проектируемой плотине создать полосы для автомобильного движения. Увы, в связи с началом активного строительства БАМа, который "перетянул" на себя огромное количество бюджетных средств, о реализации проекта Керченского гидроузла пришлось забыть на неопределённый срок.
Схема Керченского гидроузла по проекту НИИ "Гидропроект". Из журнала "Техника-молодёжи" №12, 1972
Схема Керченского гидроузла по проекту НИИ "Гидропроект". Из журнала "Техника-молодёжи" №12, 1972

Море критики и водостеснительный канал

Проект керченского гидроузла предложенного союзным НИИ "Гидропроект" вызвал шквал критики в учёной общественности. По подсчётам специалистов выяснилось, что гидроузел, призванный спасти популяции уникальных обитателей Азовского моря станет их же и губителем. Прежде всего учёных смутили отверстия в основании плотины, при небольшом их количестве (200 отверстий) и небольшом поперечнике (2 на 5 метров) данные отверстия превратятся для рыб в подобие ревущей аэродинамической трубы, которая элементарно их будет отпугивать, в итоге народное хозяйство недополучит в год в среднем 85% улова...

Предлагаемый вариант плотины середины 1980-х сильно напоминает судопропускное сооружение С-1 в Санкт-Петербурге. Фото из открытых источников
Предлагаемый вариант плотины середины 1980-х сильно напоминает судопропускное сооружение С-1 в Санкт-Петербурге. Фото из открытых источников
Проанализировав ситуацию с необходимость регулирования водообмена между Чёрным и Азовским морями учёные пришли к идее создания в Керченском проливе специальной сплошной дамбы без регулируемого шлюзами каналом. Упор делается именно на ширину канала - 500 метров, протяжённость - 1000 метров. Таким образом, будет произведено сужение пролива дамбой, с встроенной в неё открытым каналом - водостеснительное сооружение, которое ограничит проникновение солёных вод Чёрного моря в Азовское и при этом позволит рыбам свободно мигрировать между морями. А чтобы рыбы в период миграции могли свободно преодолеть протяженный канал, его необходимо снабдить специальными пазухами для отдыха обессиленных рыбёх.

В целом, проблем у Азовского моря на сегодняшний день огромное количество, но при поэтапном их решении можно будет не только сохранить его для будущих поколений, но и сделать даже лучше.

Рубрика "Невероятные проекты";
1. Спасти Мёртвое море. Как наполнить водой усыхающий водоём;
2. Как хотели осушить Северное море;
3. Перекрыть Красное море: самая большая проектируемая плотина.

________________________

На этом у меня всё. Спасибо за просмотр, ставьте лайк и не забудьте подписаться на канал "Мир в его многообразии"!