Найти тему

UX дизайнер

Быть модным IT-специалистом, дизайнером и психологом. Опытный UX дизайнер рассказывает о своей профессии: условия, зарплата, советы начинающим, полезные ресурсы.

Даша, 6 лет занимается UX дизайном
Даша, 6 лет занимается UX дизайном

О профессии

Я работаю UX-дизайнером мобильных приложений и веб-сервисов. Иногда нас называют проектировщиками интерфейсов.

UX-дизайнеры заботятся о том, чтобы пользователям было удобно пользоваться мобильными приложениями, сайтами и программами.

Приведу простой пример моей работы. Человек захотел купить утюг, зашел на ваш сайт, но увидел все, что угодно, кроме утюга. Он решил воспользоваться поиском, но поиск тоже не нашел. В итоге расстроился, пошел на сайт конкурента и купил там. На самом-то деле у вас есть утюги, но они спрятаны в глубине сайта. Поиск тоже есть, но клиент его не заметил. Вы можете говорить, что это человек был невнимательный, но какая разница, если он в итоге купил у конкурента? Работа UX-дизайнера в данном случае — спроектировать интерфейс так, чтобы человек остался на сайте и купил утюг у вас.

Сейчас конкуренция очень большая и качество диджитал-продуктов быстро растет. Десять лет назад мы скачивали приложение «фонарик» и этого было достаточно. Если пять-семь лет назад приложение медленно работало, мы спокойно ждали. Сейчас, если загрузка длится дольше нескольких секунд, мы начинаем злиться. Мы быстро привыкаем к хорошему и уже не хотим мириться с низкой скоростью загрузки, ошибками, баннерами на пол-экрана или подпиской на рассылку без нашего согласия. Если нам что-то не нравится, мы идем к конкуренту.

Профессия еще не очень известная, так зачастую я говорю, что просто дизайнер. Дизайн — это не про красоту, а про удобство и функциональность. Даже красивые вещи должны быть функциональными; если, конечно, их придумали не для того, чтоб они стояли в музее. Вы не будете есть суп ложкой, которая не помещается в рот, даже если она очень красивая. Мне столько раз дарили симпатичные кружки, которые пылились потом на полке, потому что они странного размера или потому, ручка у них маленькая. Если дизайн хороший, вы его не замечаете.

Выглядит красиво, но пользоваться невозможно. Автор Екатерина Кампари.
Выглядит красиво, но пользоваться невозможно. Автор Екатерина Кампари.

Рабочий день

Обязанности UX-дизайнера могут различаться в зависимости от компании, но чаще всего его основная задача — делать сайт или приложение в команде с разработчиками, тестировщиками и аналитиками.

Сначала приходит менеджер и ставит задачу. Например, внедрить в приложение функцию оплаты по карте. Сначала эту задачу изучает UX-дизайнер. Он смотрит, как эта функция сделана в других приложениях, узнает, есть ли технические и прочие ограничения: не вышел ли, например, закон, по которому в интернете теперь нельзя платить картой. Если есть научные исследования по теме, изучает их. Затем он делает прототип, который будет работать как настоящее приложение, и показывает его целевой аудитории.

Показывать прототипы другим людям и общаться с ними очень важно. Когда вы что-то создаете, вы опираетесь на свой опыт, но все люди разные, опыт у каждого свой, и его тоже нужно учитывать, создавая приложение.

Дальше UX-дизайнер наблюдает за тем, как люди из фокус-группы используют прототип и видит, где у них возникают трудности. Такое тестирование помогает улучшить прототип. Далее он отправляет прототип дизайнеру, отвечающему за внешний вид приложения, а потом его воплотят в жизнь разработчики.

UX-дизайнеры, как правило, работают пятидневку. Во многих IT-компаниях работник сам может выбрать, во сколько прийти утром на работу. В этой сфере люди работают на результат, поэтому сами понимают, успевают ли сделать задачу к сроку. Если сегодня болит голова и вы непродуктивны, зачем сидеть в офисе? В другой день может быть много дел, и вы, наоборот, останетесь допоздна.

Иногда приходится задержаться в офисе. Взято с unsplash.com
Иногда приходится задержаться в офисе. Взято с unsplash.com

Коллектив бывает разный. Как и на любой работе, UX-дизайнера могут окружать классные люди, а могут и м****и [сложные люди]. Я встречала очень упертых разработчиков, считавших пользователей идиотами — вот с такими сложно создавать продукт. Важно ведь сделать интерфейс удобным для других, а разработчики проводят с ним так много времени, что лично им он кажется простым.

Однажды я взяла с собой на тестирование очень вредного разработчика, который не верил, что у людей могут возникать проблемы с нашим приложением. Я беседовала с пользователем, который видел приложение впервые, а разработчик просто наблюдал за процессом. Он был очень удивлен увидев, что не все понимают терминологию и видят большие кнопки, что люди сталкиваются с трудностями при регистрации, и вообще, не до конца понимают смысл приложения. Разработчик посмотрел на проблемы пользователя со стороны, и в дальнейшем стал сам предлагать тестировать новые функции на обычных людях.

Условия труда

В IT-компаниях замечательные условия. Иногда мне даже кажется, что они избаловали своих сотрудников. Теперь всем обязательно, чтобы был ДМС, бесплатный английский, макбук, печеньки и фрукты на кухне. Впрочем, это точно не единственное, из-за чего стоит идти в IT-сферу.

Работать удаленно можно, но не всегда, тут все зависит от конкретной компании. С крупными компаниями типа Сбербанка сложно согласовывать удаленку, а в маленьких стартапах можно работать хоть с Бали.

Можно найти удаленную работу, а можно вообще устроиться в иностранную компанию и переехать — нужно только желание и знание языка. Сильный специалист везде востребован, таких работодатель готов перевозить к себе.

Иногда по работе я езжу на конференции в другие города, во многих из них сейчас можно участвовать и онлайн. Конференции больше не про знания, а про знакомства и общение с новыми людьми. На конференции часто приезжают эйчары в поисках специалистов, так что никогда не знаешь, как после нее изменится твоя карьера.

Конференции - отличное место для знакомств. Взято с unsplash.com
Конференции - отличное место для знакомств. Взято с unsplash.com

Возможности UX дизайнера

Карьерный рост вполне реален, модель развития UX дизайнера хорошо расписана у Контура.

Можно расти горизонтально — стать сениором, выступать на конференциях, учить молодых, вести свой блог или курс. Можно развиваться вертикально и стать руководителем отдела, или перейти в разработку, стать UX-исследователем, аналитиком, продакт-менеджером или UI-дизайнером.

Как правило, UX-дизайнеры работают в компаниях, где есть свой цифровой продукт и отдел разработки. Редко — в диджитал-агентствах и дизайн-студиях.

Сферы могут быть абсолютно разные: можно работать в банке, совершенствуя их приложение и сервисы, можно пойти в сферу туризма, или к разработчикам соцсетей, в сферу услуг, в интернет-магазин. В любой крупной компании со своим мобильным приложением, сайтом или веб-сервисом есть люди, которые отвечают за их интерфейсы. Мне нравится, что есть возможность работать в разных сферах, а значит с разнообразными задачами.

Я люблю свою профессию за то, что можно видеть реальные изменения в работе продукта и то, как они влияют на бизнес. Например, я переделываю фильтры поиска на сайте, и люди быстрее находят нужные вещи и покупают их. По аналитике видим, что продажи выросли. Другой пример: раньше люди заходили в приложение, не видели форму обратной связи и потому писали плохие отзывы в AppStore и Google Play. После моей работы им стало понятно, как связаться со службой поддержки и решить свои проблемы.

Про деньги

В Петербурге и регионах UX-дизайнеры начального уровня получают 30-50 тысяч, мидл-дизайнеры — 50-120 тысяч, сениоры — от 120 тысяч. В Москве цифра немного повыше — 50-70 тысяч для начинающего.
Подрабатывать можно, но лично я не практикую. Я стараюсь быть выкладываться по полной на основной работе, и после этого мне уже не хватает сил на дополнительный заработок. Но если есть желание, можно:

  • фрилансить.

Лучше идти не на биржу фрилансеров, а делать проекты знакомым: на бирже фрилансеров заказчики в основном далеки от IT-сферы. Они не понимают, в чем заключается работа UX-дизайнера и сколько времени уходит на проект, и потому не хотят достойно это оплачивать.

  • сделать собственный проект

Тут вы уже выйдете за рамки UX-специалиста и возьмете на себя и другие обязанности.

  • создать свой курс, если вы хороший специалист: читать лекции на конференциях, вести youtube-канал, и т.п.
Канал на Youtube поможет не только заработать дополнительно, но и стать узнаваемым специалистом в своей сфере. Взято с unsplash.com
Канал на Youtube поможет не только заработать дополнительно, но и стать узнаваемым специалистом в своей сфере. Взято с unsplash.com

Как стать UX-дизайнером?

Я вот когда-то не знала, кем хочу стать. К концу школы я заинтересовалась психологией и пошла учиться на детского психолога. На последнем курсе у нас была практика в детском саду, на которой я сразу поняла, что работа с детьми — это не мое. Теория мне нравилась, но практика убила желание искать работу в этой сфере. До самого диплома я не особо понимала, чем буду заниматься дальше. Выпустившись, я много кем поработала: продавцом-консультантом, секретарем, помощником бухгалтера, торговым представителем, и вдруг неожиданно поняла, что мне интересен дизайн. Я решила пойти на курсы и выбрала не веб-дизайн, а UX. Тогда я особо не понимала разницы между ними, просто описание UX мне больше понравилось. И я попала в точку! В этой профессии замешана психология, логика, немного творчества, аналитика и общение с людьми; в общем, все, что мне нравится.

Почитайте статьи и каналы в телеграме, посмотрите записи с конференций. Отдельно рекомендую лекции «Школы Дизайна» Яндекса за 2015: там 24 видео, в которых подробно рассказывается о работе UX-дизайнеров. Когда появится представление о профессии, пробуйте открывать разные сайты, скачивать приложения и разбирать, что вам в них нравится, а что нет. Лично я люблю упражнение с разбором конкурентов: взять два-три конкурентных сервиса и сравнить их. Обращайте внимание не только на крупные блоки, но и на мелочи: тексты, иконки, размеры шрифтов, ошибки интерфейса. Делайте скриншоты, записывайте впечатления. Пусть они по первости будут странными: «этот сайт мне кажется более надежным, потому, что в нем много синего, а этот слишком молодежный из-за иллюстраций». Посмотрите где как работает поиск, как быстро вы найдете страницу с контактами и т.п. Если это все покажется вам скучным, продолжать не стоит.

Спроектируйте что-то небольшое в Figma или Sketch или просто на бумаге ручкой. Например, представьте, что вам написал заказчик: он писатель и хочет страничку-портфолио. Учитесь задавать вопросы: чем лучше вы понимаете задачу, тем ее проще решить. При слове «писатель» лично у вас может возникнуть образ старика, сидящего в кресле с пледом, чашкой чая и трубкой, и вы решите сделать сайт, соответствующий этому образу, стилистически серьезный, может быть, с аудио-отрывками текстов. А после расспроса узнаете, что «писатель» — молодой парень, пишущий тексты о косметике и колористике, вся аудитория которого сидит в инстаграме. Создавать сайт такому бесполезно, если только он не нужен ему для поиска новой аудитории.

Для начала нужен любой ноутбук или компьютер, ручка и бумага.
Узнайте требования к задаче, нарисуйте на бумаге карту экранов и наброски прототипа. Старайтесь делать разные варианты. Проблема новичков в том, что они делают один вариант и на этом останавливаются. Задавайте себе вопросы типа «а что будет, если поменять местами элементы?»

Прототипы можно не только делать в Figma, но и рисовать от руки. Взято с unsplash.com
Прототипы можно не только делать в Figma, но и рисовать от руки. Взято с unsplash.com

Для трудоустройства нужно будет портфолио. Если у вас есть знакомые со своим сайтом, проведите его юзабилити-тестирование на пользователях, и на основе этого предложите изменения. Можно изучить эвристики Нильсена и спроектировать интерфейс с учетом этих знаний. Можно найти на фрилансе заказчика и сделать ему заказ бесплатно, чтобы потренироваться задавать вопросы, работать с учетом технического задания и составлять бриф.

Высшее образование не обязательно. Проще и быстрее всего закончить курсы или пройти стажировку. Можно работать по другой специальности и параллельно учиться UX-дизайну, но это будет дольше. Хочется отметить, что многие компании ищут не отдельного UX-специалиста, а UX/UI-дизайнера — это значит, что вам будет нужно не только продумать задачу, но и нарисовать финальный интерфейс. Таким специалистам будет чуть проще найти первую работу, хотя и учиться нужно будет дольше.

Почитать подробно о разнице между UX и UI можно здесь.

Вот список самых известных курсов:

BangBangEducation

ВШЭ

Contented

Британская школа дизайна

Нетология

Яндекс Практикум Если не знаете, какие выбрать, почитайте отзывы, а лучше даже не стесняйтесь и пишите их ученикам и задавайте вопросы.

Два мифа о UX дизайнерах

Профессия не такая популярная, чтобы о ней было много мифов, но парочка все-таки есть. Например, есть убеждение, что UX-дизайнер рисует иллюстрации — нет. UX-дизайнеры только продумывают картинки и места, в которых те будут расположены.

Еще бытует мнение, что все UX-дизайнеры — творческие люди. Вот это точно миф. Многие из нас не имеют никакого отношения к творчеству напрямую: для качественного дизайна нужен только аналитический склад ума.

Как устроиться на первую работу

Мониторьте вакансии и стажировки на сайтах крупных IT компаниях: Яндексе, Mail.ru, т.п. Посмотрите группы по UX на фейсбуке, телеграм-каналы: например UX Work или Ищу дизайнера. Там часто пишут о предстоящих конференциях. Еще можно попробовать найти на фейсбуке ментора. Напишите людям участникам групп: опытные люди часто готовы делиться знаниями. И никто не отменял сайты вакансий, изучайте их публикации. Если есть штат UX-дизайнеров, есть вероятность, что они могут позволить себе взять начинающего специалиста.

Начинающие UX дизайнеры обязательно проходят собеседования. Взято с unsplash.com
Начинающие UX дизайнеры обязательно проходят собеседования. Взято с unsplash.com

На собеседовании новичкам могут задавать вопросы не о технических аспектах, а про саму профессию. Например, что такое UX и в чем отличие от UI? Что такое хороший дизайн и как вы поймете, что ваше решение правильное? Если бы вас сейчас попросили спроектировать интерфейс приборной доски самолета, каковы будут ваши действия? Расскажите о сервисе, дизайн которого вам нравится, и почему? Почему вы решили стать UX-дизайнером? Какие могут быть проблемы работы в команде? Вопросы задают чтобы понять, как вы мыслите и насколько хорошо знаете теорию.
Хорошая статья с вопросами есть на «Медиуме» — вот
она.
Вас обязательно спросят, в каком инструменте вы работаете — я бы рекомендовала изучить Axure и Figma.

Есть еще важные моменты, которые многие знают, но почему-то игнорируют:

  • Нельзя опаздывать. Если не получается прийти вовремя или вовсе, предупредите заранее. Будьте вежливы. Даже если вам откажут сейчас, есть вероятность пересечься в будущем. Мир тесен.
  • Если вы чего-то не знаете, скажите об этом прямо. Вы новичок, иметь дыры в знаниях нормально. Запишите вопрос и проработайте дома.
  • Изучите компанию, в которую идете. Посмотрите сайт или приложение, сделайте для себя заметку, что на ваш взгляд в их интерфейсе сделано хорошо, а что — не очень.
  • Когда вам дадут тестовое задание, не бойтесь задавать вопросы, если что-то непонятно. Вас попросят оценить время на выполнение — лучше заложите в него чуть больше. По возможности старайтесь сделать больше, чем вас просят. Тестовые — это возможность прокачать себя.
  • Обязательно просите обратную связь. Вы потратили время на собеседование и тестовое, и потому вы вправе узнать, что было хорошо, а что стоит подтянуть. Даже если вам отказали.

Ресурсы.

В России проходит много конференций по дизайну. Проверять события можно на таймпаде и на сайтах конференций. Я бы порекомендовала ProfsoUX — она проходит каждую весну в Санкт-Петербурге. Видео с прошлых годов есть в открытом доступе. Хороша онлайн-конференция «UX-марафон». Вообще, не ограничивайте себя только проектированием. Для общего развития можно смотреть дизайн-конференции Dribbble Meetup и Prosmotr, и конференции продакт менеджеров — Product mindset, например.

Список полезных книг есть вот здесь.

Телеграм-каналов очень много, я бы рекомендовала эти:

UX notes

Про удобство

Дайджест продуктового дизайна

Design & Productivity

Адовый ux

Большой список полезных каналов есть вот здесь.

Сайты:
https://medium.com/

https://designpub.ru/

https://jvetrau.com/

https://bangbangeducation.ru/

https://www.artlebedev.ru/kovodstvo/sections/

https://bureau.ru/

zerno.online - некоммерческий проект, помогающий взрослым людям сменить надоевшую работу. Мы берем интервью у опытных специалистов и просим рассказать их о своей специальности и подсказать. как перейти в их сферу. Больше интервью - на нашем сайте.