Найти в Дзене
Донские Зори

На подводных крыльях из Ростова в Багаевскую. Воспоминания

Это путешествие состоялось в июле 2008 года. Через несколько лет после этого скоростной речной флот на Дону прекратил своё существование. Остались только воспоминания...

...К этой поездке я подготовился с вечера. Фотоаппарат был в полной боевой готовности, одежда аккуратно сложена неподалёку от постели, будильник установлен на 5:30 и отодвинут от изголовья на недосягаемое для руки расстояние.

На этот раз попытка успеть на первый рейс удалась. В 6 часов утра я уже стоял возле касс речного вокзала и с нетерпением ждал момента вручения мне картонного прямоугольника с маленькой дырочкой посредине, дающего право на путешествие на быстром «Восходе» до станицы Багаевской.

В предшествующую навигацию скоростные суда вверх по Дону не ходили. Единственный оставшийся на ходу «Восход» делал по выходным несколько рейсов из Ростова в Азов. Жалкие остатки некогда многочисленного донского скоростного флота базировались в ростовском Ковше напротив речного вокзала, откуда доходили слухи о попытках отремонтировать сломанный двигатель второго судна собственными силами команды.

И вот я стою на причале в ожидании посадки и любуюсь «Восходом-38».

«Восход-38»
«Восход-38»

Место мне досталось в полупустом кормовом салоне. По бытовавшим неписаным правилам нужно было вначале занять место, указанное на билете, а после начала движения уже перемещаться туда, где тебе интереснее. Я обычно не сижу в салоне — обожаю устроиться на верхних ступеньках, ведущих на тентовую палубу, и обозревать берега сверху. Но в этот день погода была не очень — пасмурно и зябко, и лезть наверх, под свежий ветер, пока не хотелось. Но есть ещё и бортовые посадочные люки, откуда можно снимать берега, находясь в относительном комфорте.

Набережная Ростова-на-Дону. 2008 год
Набережная Ростова-на-Дону. 2008 год

До Ворошиловского моста судно ползло в водоизмещающем положении, как предписывают местные правила, а потом величаво вышло на крылья и полетело над зеленоватой донской водой. Справа пронёсся помпезный Левбердон, а слева — любимый мной с детства Зелёный остров...

Левбердон 2008. Прошли Петровский причал
Левбердон 2008. Прошли Петровский причал

Я прошёл на корму, поднялся по трапу и уселся на своё излюбленное место — предпоследнюю ступеньку. Стоять здесь нельзя по правилам, курить невозможно, да и смотреть вперёд сложновато — глаза сразу начинают слезиться от сильного воздушного потока. Зато отсюда прекрасно видно берега и реку с рыбаками...

Рыбакам, стоящим на кромке фарватера, предстоят острые ощущения — после нас их здорово тряхнёт на волнах. Первая, пологая, подползёт ласково, на второй лодку подбросит, а третья даст хорошего пинка, сопровождаемого фонтаном брызг. Но волны от «Восхода» это ещё цветочки! Я застал времена, когда по Дону бегали «Метеоры», и правильно поставить лодку на растяжки тогда было крайне необходимо, если не хочешь искупаться...

Рыбак
Рыбак

Сразу за Аксайским мостом открывается вид на многострадальное Кобяково городище. Собственно от городища почти ничего не осталось. Разрушать его начали с середины XIX века, а в веке XXI успешно добили остатки. Это длинная и печальная история, о которой можно написать целый роман...

Остатки Кобякова городища
Остатки Кобякова городища

...Голова стала гудеть от ветра, и я спустился в затишек салона. Но свято место у боковых люков было занято девушками, скурпулёзно фотографирующими берега с помощью телефонов.

В салоне
В салоне

Самое желанное место на «Восходе» — носовой салон. Здесь возникает полное ощущение полёта над рекой. Нет ничего более завораживающего, чем лететь над утренним тихим Доном, среди туманных призраков парящей воды...

-8

Но и в кормовом салоне неплохо. Здесь всегда гуляет свежий речной воздух, развеваются занавески и очень просторно. Эх, вот бы так до Волгодонска, как в старые времена! Через шлюзы, мимо диких берегов с белоснежными пляжами и огромными тополями... Четыре часа этого путешествия были лучше любой коммерческой экскурсии, уж поверьте!

«Восход» приближался к станице Маныческой. Посадка–высадка планировалась через бортовой люк, поэтому я сразу оккупировал свою ступеньку наверху, чтобы запечатлеть весь этот процесс.

-10

«Восход» медленно подходит к причалу. Меня охватывает волнение: двадцать пять лет я езжу сюда каждое лето и осень, и знаю каждый метр этих берегов.

-11

С волнением наблюдаю за швартовкой... Момент прикосновения борта к этому причалу всегда остаётся для меня той волшебной гранью, за которой моя жизнь радикально изменяется. В недалёком прошлом я бы через полчаса уже сидел за столиком на берегу Дона, слушал рассказы друзей и завтракал вкуснейшей донской рыбой, пойманной накануне.

Но агония скоростного флота разрушила наработанную годами схему, при которой можно было сохранять палаточный лагерь на протяжении трёх–четырёх месяцев. Последние годы мы добираемся сюда на своих катерах, и лагерь существует в лучшем случае всего три недели. Весь смысл был в том, что единожды пригнав сюда катер, установив палатку и отдежурив в лагере две недели своего рабочего отпуска, можно было всё лето и осень приезжать сюда на выходные, пользуясь услугами скоростного флота, работающего, как часы...

Грустно становится от того, что это теперь навсегда останется в прошлом...

Причал в станице Маныческой
Причал в станице Маныческой

Отчалив, через минуту мы проезжаем мимо места, где обычно стоят наши катера. Никого на берегу нет...

...А «Восход» бежит дальше, вдоль любимых берегов. Проезжаем устье заглохшей протоки Старый Дон, ерик Прокопной, лес Немчик...

-15

Я набрался смелости и поднялся в капитанскую рубку, чтобы познакомиться с капитаном. Рассказал о своём краеведческом проекте «Донские Зори», и попросил дать небольшое интервью.

Капитан Сергей Николаевич Писарев уже 50 лет на реке. Родом из низового донского хутора Рогожкин, на скоростном флоте с 1971 года. Начинал с механика, отработал около двадцати навигаций в этом качестве на «Ракетах». На «Восходе-38» с 1994 года, уже в должности сменного капитана. Специалист высшего класса речного флота.

О днях сегодняшних и о будущем Сергей Николаевич говорил мало. Трудно, очень трудно выжить скоростному флоту в этих условиях.

...Впереди показался багаевский паром. Я попрощался с капитаном и поспешил на свою наблюдательную площадку, то есть на ступеньку.

Шикарные пляжи на берегу — визитка Багаевской. Правда, на многие из них уже просто так не попадёшь — территория баз отдыха. Общественные пляжи ещё остались, но на них грязновато и неспокойно...

Пляж в Багаевской
Пляж в Багаевской

Причал на острове Буяне в аварийном состоянии, поэтому швартуемся на паромной переправе. Меня, как корреспондента, пропустили первым, и я получил возможность снять процесс высадки со стороны.

Высадка в Багаевской
Высадка в Багаевской

Каждой даме, ступающей на борт «Восхода», опорой служит рука Александра. Его задача не только швартовка судна и обязанности моториста, но также весь круг задач по обеспечению безопасности пассажиров. Капитан Сергей Николаевич внимательно следит за посадкой из рулевой рубки.

-19

Я возвратился в Ростов на этом же «Восходе». На обратном пути меня разморило, и почти весь путь я продремал в удобном кресле носового салона, летя над рекой...

-20

PS. В 2011 году, после двух лет простоя в ростовском Ковше, «Восход-38» был продан «Ленатурфлоту», модернизирован (замена двигателя), и до сих пор находится в эксплуатации.

Подписывайтесь на мой канал! И — особо буду благодарен за «лайк»!

Хотите знать больше? Много интересной и подробной информации о донском крае вы найдёте на моём познавательном портале «Донские Зори»!