Найти тему
Сергей Гайдук

КАК ПРАВИЛЬНО ЗАРЯЖАТЬ АККУМУЛЯТОРЫ…

Дорогие автолюбители, друзья! Хочу продолжить беседу на тему эксплуатации автомобильных аккумуляторных батарей.

Судя по количеству публикаций на всех известных и малоизвестных сайтах, это очень популярная тема, но чем они отличаются друг от друга, а отличия практически нет! Супер схемы на стабилизаторах тока и напряжения, на транзисторах и тиристорах, очень интересные решения, но все они направлены в основном к одному – «включил и забыл», а автоматика все сделает за тебя!!! В духе времени!!!

Сожалею, но очень много интересных публикаций, а понять кто автор невозможно! А жаль, но буду благодарить людей за их работу, возможно и они прочитают мою благодарность! И начнем с простого. На этих фотографиях представлен раритет! Солидная конструкция, очень надежная и понятная без принципиальной схемы…

На третьем фото видны параметры зарядного устройства. По передней панели видно, что регулировка тока осуществляется к небольших пределах, но есть ступенчатая регулировка и этих регулировок достаточно.

Вот таким и должно быть зарядное устройство, простым и надежным и заряжать АКБ в щадящем режиме даже при максимально допустимом зарядном токе! Зарядный ток может быть и постоянным и пульсирующим, но обязательно без крутых фронтов ( регулировка тока по вторичной обмотке на тиристорах как раз и даёт крутые фронты при включении, а крутой фронт – удар по пластинам).

Выпрямитель может быть однополупериодный и двухполупериодный, а основное ограничение тока должен обеспечивать мощный реостат. В этом случае на АКБ подаются остатки синусоиды, поступающей через диоды от трансформатора. Длительность импульсов меньше половины периода и при отсутствии тока пластины остывают, электролит перемешивается…

При зарядке ток постепенно уменьшается и причин здесь несколько, увеличение плотности при зарядке, повышение температуры… И в самом конце процесса зарядки электролит начинает кипеть, это начинается процесс разложения воды на водород и кислород. АКБ сигнализирует об окончании заряда, который и определяется началом кипения, а не временем нахождения АКБ под зарядным током!!!

Это первое и основное правило!!!

Есть второй вариант решения проблемы зарядки – это подзарядка меньшим током, но он более продолжительный по времени, а если ещё в режим зарядки добавить слабую разрядку маленьким током между импульсами зарядки в АКБ будет осуществляться десульфатация и восстановление поверхности пластин.

Во втором варианте происходит лечение аккумулятора и здесь допускается применение автоматизации процесса зарядки.

В первой статье про АКБ приведена таблица, в которой указана зависимость степени заряженности АКБ от напряжения, плотности электролита и температуры. И по этим параметрам можно приблизительно рассчитать время необходимое для зарядки АКБ…

И в конце 1998 года потребовалось лечить собственную АКБ! В итоге нашел интересную статью в журнале РАДИОЛЮБИТЕЛЬ 10/98, c.30-31, автор А.СОРОКИН, Украина, г.Краматорск . Спасибо автору! Конструкция очень удачная и без дефицитных деталей!

Приеду несколько выдержек из статьи в авторском варианте:

Давно уже известен тот факт, что заряд электрохимических источников питания асимметричным током, при соотношении Iзар : Iразр = 10:1, в частности кислотных аккумуляторов, приводит к устранению сульфатации пластин в батарее, т.е. к восстановлению их емкости, что, в свою очередь, продлевает срок службы батареи.

Не всегда есть возможность находиться возле зарядного устройства и все время контролировать процесс зарядки, поэтому зачастую либо систематически недозаряжают батареи, либо перезаряжают их, что, конечно же, не продлевает срок их службы.

Из химии известно, что разность потенциалов между отрицательной и положительной пластинами в аккумуляторной батарее составляет 2,1 В, что при 6 банках дает 2,1 х 6 = 12,6 В.

При зарядном токе, равном 0,1 от емкости батареи, в конце заряда напряжение повышается до 2,4 В на одну банку или 2,4 х 6 = 14,4 В. Повышение зарядного тока ведет к повышению напряжения на аккумуляторе и повышенному разогреву и кипению электролита. Заряд же током ниже 0,1 от емкости не позволяет доводить напряжение до 14,4 В, однако длительный (до трех недель) заряд малым током способствует растворению кристаллов сульфата свинца. Особенно опасны дендриты сульфата свинца, "проросшие" в сепараторах. Они и вызывают быстрый саморазряд батареи (с вечера зарядил аккумулятор, а утром не смог запустить двигатель). Вымыть же дендриты из сепараторов можно только растворением их в азотной кислоте, что практически нереально.

Путем длительных наблюдений и экспериментов была создана электрическая схема, которая, по мнению автора, позволяет довериться автоматике. Опытная эксплуатация в течение 10 лет показала эффективную работу устройства. Принцип работы заключается в следующем:
1. Заряд производится на положительной полуволне вторичного напряжения.
2. На отрицательной полуволне происходит частичный разряд батареи за счет протекания тока через нагрузочный резистор.
3. Автоматическое включение при падении напряжения за счет саморазряда до 12,5 В и автоматическое отключение от сети 220 В при достижении напряжения на батарее 14.4 В.

Отключение — бесконтактное, посредством симистора и схемы контроля напряжения на батарее.

Важное достоинство метода заключается в том, что пока не подключена батарея (автоматический режим), блок не может включиться, что исключает короткое замыкание при замыкании проводов, подводящих зарядный ток к аккумуляторной батарее.

При сильно разряженной батарее включение блока возможно посредством переключателя "АВТОМАТ-ПОСТОЯННО".

Еще одно очень важное достоинство — отсутствие сильного "кипения", что в совокупности с автоматическими отключением и включением позволяет оставлять включенное устройство без присмотра на длительное время. Автор про-экспериментировал с двухнедельным режимом постоянного включения в режиме "АВТОМАТ".

Схема, автор  А.СОРОКИН
Схема, автор А.СОРОКИН

Тех читателей, кого заинтересовало данное устройство, смотрите вот эту ссылку: https://cxem.net/avto/electronics/4-19.php

22 года эксплуатации показали прекрасные эксплуатационные характеристики и если возникнут вопросы по повторению конструкции, пишите. Помогу и поделюсь опытом!

Желаю удачи! И помните, что АКБ если не самый главный компонент автомобиля, но без неё и её нормальной работы машина будет не средством передвижения, а источником испытания нервной системы!!!

Жду ваших отзывав!!! И берегите себя и свои нервы!!!

Авто
5,66 млн интересуются