Далеко не секрет, что многие успешные ленты оказываются не только вписаны в историю кино, но и процесс их создания попадает в учебники по кинематографии с описанием особенностей процессов съемки, работы с актерами, маркетинга и прочие моменты производства. Однако, изучение успешных лент, на который многие делают упор, не всегда бывает актуальна и полезна. Порой подход к пониманию "ошибки выжившего", а в данном случае - проблемных моментов, по которым в принципе можно было бы предсказать судьбу проекта, является не менее важной частью для осознания, как делать не стоит.
Поэтому одна из моих новых экспериментальных рубрик будет касаться истории громкого кинопровала, когда вроде бы выигрышный материал стал причиной крупной кассовой неудачи, и начать хочется с экранизации романа Стивена Кинга "Темная башня" - масштабный кассовый и творческий провал, который с годами вряд ли будет претендовать на культовый статус, так и оставшись в истории кино как жертва непомерных амбиций студии и пример провальной политкорректности в части приглашения актеров, мягко говоря, не соответствующих как изначальному образу, так и ожиданиям зрителей.
Изначально еще в начале 2000-х экранизация "Темной башни" задумывалась как мультимедийная франшиза. Вследствие этого, видение студии не подразумевало последовательной экранизации всех книг по порядку, а создание "оригинального" сюжета с использованием различных элементов из всех восьми романов.
Производство фильма было сложным и трудным, поскольку в активную стадию производство вошло еще за десять лет до выхода фильма. Попытки адаптировать серию «Темная башня » для экрана начались в 2007 году. Адаптация романа Кинга прошла через три этапа препродакшена с различными режиссерами: с Джей Джей Абрамсом с 2007 по 2009 год, с Роном Ховардом - с 2010 до 2015 года, и, наконец, вышедшая в 2017 году на большие экраны лента, о производстве которой было объявлено еще в марте 2015 года, была поставлена датским режиссером Николаем Арселем и оставшимся в роли продюсера Роном Ховардом.
В начале 2007 года было объявлено о разработке сериала на основе «Темной башни ». В качестве продюсера и режиссера был прикреплен Джей Джей Абрамс, один из авторов телевизионного хита «Остаться в живых». Карлтон Кьюз и Дэймон Линделоф , создавшие « Остаться в живых» с Абрамсом, выкупили права на «Темную башню» у Кинга за 19 долларов - число, которое таинственным образом повторяется на протяжении всей серии.
Год спустя, в феврале 2008 года, Абрамс подтвердил, что адаптация «Темной башни» находится на ранней стадии разработки. ВАбрамс признал, что проекту нужно время, которого у него нет из-за « Остаться в живых» , тем более, что он хотел бы увидеть серию из семи фильмов ( восьмой роман был опубликован в 2012 году). Однако в мае 2009 года Абрамс заявил, что он и Линделоф планируют начать работу над «Темной башней», как только закончат работать над последними сезонами "Остаться в живых".
Примерно в то же время Линделоф рассказал, что опасается участвовать в таком амбициозном проекте: «Идея взять на себя что-то настолько масштабное. снова после шести сезонов "Остаться в живых" , мягко говоря, пугает и немного пугает".
С этими оговорками, высказанными продюсерами, начальная фаза препродакшена проекта завершилась в конце 2009 года. Буквально через несколько недель Дэймон Линделоф заявил о выходе из проекта: «Вам будет сложно найти более сильного фаната "Темной башни", чем я, но, вероятно, это и есть та причина, по которой я не должен брать ответственность за этот проект. После шести лет работы над « Остаться в живых» последнее, чем я хочу заниматься, - это потратить следующие семь лет на адаптацию одной из моих любимых книг всех времен. Я такой большой поклонник Стивена Кинга, что боюсь облажаться". Спустя пару недель Абрамс заявил, что не будет адаптировать сериал.
В апреле 2010 года, через пять месяцев после ухода Абрамса и Линделофа владеющая правами на киноадаптацию «Темной башни» студия Universal Pictures объявила о концепции производства трилогии художественных фильмов, которые будут чередоваться с двумя сезонами телесериала, дабы устранить пробелы между фильмами. В число привлеченных для работы новых авторов входили сценарист Акива Голдсман, режиссер Рон Ховард, также продюсеры Брайан Грейзер и Стивен Кинг (вместе работали над рядом фильмов от "Аполлона 13" до "Игр разума" и "Нокдауном").
Премьера первого фильма « Темная башня» должна была состояться 17 мая 2013 года. В декабре 2010 года Ховард предложил следующее относительно разработки проекта: «Все идет хорошо, и работа над ним невероятно стимулирует. Я действительно не могу перестать думать об этом проекте. Я надеюсь, что все пойдет так, как мы думаем. На самом деле, так никогда не бывает. Но иногда все идет лучше, чем ожидаешь». Несмотря на энтузиазм Говарда, на тот момент Universal еще не дала проекту зеленый свет.
К концу 2010 New York Post сообщала, что Хавьер Бардем и Вигго Мортенсен рассматривались на роль главного героя Роланда Дешена , а Наоми Харрис - на роль Сюзанны Дин .
В апреле 2011 года Марк Верхейден присоединился к телевизионной части проекта в качестве исполнительного продюсера и соавтора Акивы Голдсмана. В том же месяце Хавьер Бардем получил роль Роланда. Однако всего через месяц в журнале Variety было опубликовано сообщение о том, что Universal может обратиться за помощью к другой студии, поскольку бюджет проекта оказался больше, чем они были готовы справиться. The Hollywood Reporter позже написал, что проект был на грани отмены, и Warner Bros. или Columbia Pictures потенциально могли вложить часть средств в проект, разделив риски со студией Universal. Однако, договориться с другими студиями не удалось, после чего Universal решила сократить бюджет проекта, и Акива Голдсман начал в очередной раз переписывать сценарий, чтобы вместиться в рамки бюджетных ограничений.
Первоначально производство планировалось начать в сентябре 2011 года, но в мае 2011 года его перенесли на февраль 2012 года . Проект все еще не получил одобрения от студии, что должно было произойти к июлю 2011 года. Затем 18 июля 2011 года Universal решила отменить разработку всего проекта из-за проблем с бюджетом.
В августе 2011 года Ховард заявил, что его команда пыталась получить внешнее финансирование и найти крупную студию, которая могла бы стать дистрибьютором картины. Рассматривался даже вариант сотрудничества со студией Netflix, которая только начала присматриваться к кинотеатральному прокату. Позже, в октябре 2011 года, Ховард подтвердил, что адаптация все еще продолжается, отметив, что HBO теперь будет нести телевизионную часть проекта.
К марту 2012 года Warner Bros. выразила заинтересованность в участии в этом проекте. Несколько месяцев спустя Голдсман представил Warner Bros. новый сценарий первого фильма, и к августу 2012 года студии надо было принимать решение о целесообразности дальнейшей разработки проекта, в котором на главную роль в то время рассматривался Рассел Кроу . 20 августа 2012 года студия Warner Bros. официально прекратила разработку проекта. В то же время Media Rights Capital (MRC) начала вести переговоры о приобретении прав на проект у студии Warner.
В январе 2014 года Аарон Пол заявил, что разговаривал с Говардом и, возможно, его рассматривали на роль Эдди Дина. После этого появился слух, что Лиам Нисон интересовался ролью Роланда.
10 апреля 2015 года было объявлено, что Sony Pictures Entertainment вместе с MRC ускоряют реализацию проекта, теперь с полностью переработанным сценарием Голдсмана и Джеффа Пинкнера . 10 июля 2015 года студия Sony официально подписала датского постановщика Николая Арселя на роль режиссера. Релиз был назначен на 13 января 2017 года. К ноябрю 2015 года Мэтью МакКонахи предложили роль Человека в черном (также известного как Рэндалл Флэгг из «Противостояния».
В январе 2016 года было официально объявлено, что Идрис Эльба будет сыграть Роланда Дешена . К 18 февраля 2016 года Эбби Ли предложили роль Тираны. 1 марта 2016 года Entertainment Weekly подтвердило выбор Идриса Эльбы на роль Роланда и Мэттью МакКонахи на роль Человека в черном.
Многие пользователи откровенно возмутились назначению актера африканского происхождения, ведь в "Темной башне" даже сам Кинг при создании образа главного героя ориентировался на Клинта Иствуда из "долларовой трилогии". Но движимая политикой толерантности студия не стала обращать внимание на мнение аудитории, скупо выдавая в пресс-релизах свою позицию о поддержке "разнообразия и мультикультурности", при которых обращать внимание на этническое происхождение вообще не стоит. Это была сильная репутационная потеря, которая отпугнула от экранизации многих фанатов.
Съемки начались 12 апреля 2016 года и длились свыше 2 месяцев. Эбби Ли, Джеки Эрл Хейли и Фрэн Кранц присоединились к актерскому составу уже после начала съемок.
После неудачных тестовых просмотров отснятого материала, студия Sony подумывала о назначении пересъемок и замене Арселя «более опытным режиссером» и , но вместо этого продюсеры Рон Ховард и Акива Голдсман настояли, чтобы оставить Арселя, а негатив от первоначально отснятого материала сгладить, сделав упор на повествовательный элемент и переписав весь саундтрек.
Первоначально фильм должен был быть выпущен 13 января 2017 года, однако, потом состоялся перенос на 17 февраля 2017 года. В ноябре 2016 года фильм снова был перенесен с 17 февраля 2017 года на 28 июля 2017 года, после того, как студия изменила дату выхода картины «Джуманджи: Добро пожаловать в джунгли». В конце марта 2017 года, фильм был перенесен на одну неделю с 28 июля 2017 года по 4 августа 2017 года.
В прессу еще на этапе препродакшена сложилось мнение о неком "проклятии", сопровождавшем этот долгострой. А уж после первых просмотров тестовой аудиторией фильм в открытую начали называть кассовой бомбой.
«Темная башня» вышла 4 августа 2017 года с бюджетом 66 миллионов долларов (это не считая расходы на маркетинг, составившие свыше 30 миллионов долларов) и полностью "оправдала" ожидания как прессы, так и фанатов оригинальной книги: лента собрала 50,7 миллиона долларов в США и Канаде и 62,5 миллиона долларов на других территориях, на общую сумму 113,2 миллиона долларов по всему миру. Таким образом, убыток студии составил свыше 80 миллионов долларов (50% всей выручки получает студия, остальное забирают прокатчики и кинотеатры).
Кроме кассового провала, фильм не понравился критикам, которые его активно раскритиковали, назвав картину «скучной и безвкусной», «непонятной для новичков и совершенно неверной и упрощенной для поклонников книг Кинга».
На Rotten Tomatoes фильм имеет рейтинг одобрения 16% на основе 262 обзоров со средним рейтингом 4,1 / 10. На Metacritic фильм имеет средневзвешенную оценку 34 из 100, основанную на 46 отзывах критиков, что указывает на «в целом неблагоприятные отзывы». Зрители, опрошенные CinemaScore, дали фильму среднюю оценку «B» по шкале от A + до F.
Речь про разработку дальнейшей трилогии и телесериала немедленно пресекли, сославшись на временные трудности и неопределенность насчет дальнейших планов в связи с "огромной занятостью режиссера и продюсеров картины". Хотя игру Идриса Эльбы критики оценивали хорошо, многие зрители не скрывали разочарования от всей этой затеи.
Тем не менее, Эльбу активно продвигала одна из наиболее влиятельных женщин-продюсеров студии Sony Эми Паскаль - психически больная тетка, помешанная на идеях равенства и толерантности (именно ей принадлежала идея о назначении Идриса Эльбы на роль нового Джеймса Бонда). Поэтому карьере этого актера не был нанесен сильный ущерб. Как, впрочем, и Мэттью Макконахи, продолжавшего сниматься по большей части в удачных картинах. Пострадал Рон Ховард: это уже был второй провал подряд после "Звездные войны. Истории. Соло" (2015). Николая Арселя также перестали рассматривать на роль постановщика крупных проектов.
В итоге, касательно провала можно сделать следующие выводы:
- изначально из-за сложности книги студии не могли определиться с правильным форматом;
- частая смена авторов не пошла на пользу экранизации;
- попытки сокращения бюджета для такой масштабной экранизации стали почти приговором - это блокбастер, а не камерная история;
- неудачный выбор актера на главную роль и полное игнорирование мнения фанатов Кинга показало неумение работать с аудиторией, что особенно важно в нашу эпоху интернета и социальных сетей;
- многочисленные переносы дат релиза сыграли злую шутку с фильмом, который в прессе окрестили "провалом" еще до его выхода;
- наконец, вновь желание сэкономить и не затевать пересъемки, зная о неважном качестве имеющегося материала окончательно похоронили все перспективы этой картины.
Если Вам понравился материал, прошу оставить комментарий или подписаться. Впереди еще много чего интересного.
Вчера я также выпустил вторую часть обзора на худшие картины Федора Бондарчука, можно почитать здесь: