Найти в Дзене
Todo el mundo :)

Европа была лучшей?

В этой статье я хочу поговорить об очень необычном периоде в истории Европы - Средневековье. Что в нем такого необычного? Прежде всего взгляд на него из будущего. Одежда, музыка, наука - все это сейчас диктуется западными странами. Их победа кажется просто неоспоримой. Зачастую люди начинают переносить этот прогрессивный ореол на всю историю Европы. Для нас это кажется чем-то логичным и нормальным. Вряд ли при слове "Средневековье" вы представляете Древнюю Русь, Византию или арабский мир. У большинства людей в голове возникают образы рыцарей, готических соборов, королей и замков.

Это фрагмент из фильма "Золотой век". Елизавета Английская размышляет, как будет вершить историю. Однако такие глобальные планы стали доступны Европе далеко не сразу.
Это фрагмент из фильма "Золотой век". Елизавета Английская размышляет, как будет вершить историю. Однако такие глобальные планы стали доступны Европе далеко не сразу.

Сейчас, где-то на подкорке уже само собой разумеется, что европейский - значит "хороший, проверенный, объективный". Европейское понимание вещей через логику и рационализм, как наиболее правильное и универсальное, ставится превыше других "суеверных, алогичных и бредовых" неевропейских представлений о мире вокруг. Они конечно могут быть где-то правы или используют категории, которых в европейской мысли просто нет (ли в Китае, ваби-саби в Японии, исихазм и соборность в России), но они всегда будут догоняющими по отношению к западному объективизму. Так вот все это моментально окрашивает Средневековую Европу, как исток и первопричину современного Запада, в цвета прогресса, цивилизации и превосходства во всех сферах. Так ли это было в реальности? Заслужило ли все европейское Средневековье эту романтику цивилизованности?

Европейцы всегда будут воспринимать другие народы, как уступающие в развитии. Никакая политкорректность не сможет это скрыть.
Европейцы всегда будут воспринимать другие народы, как уступающие в развитии. Никакая политкорректность не сможет это скрыть.

Далеко ходить не надо, прямо под боком у христиан-европейцев почти все Средневековье (это на секундочку примерно 1000 лет) существовала "твердыня мракобесия и зла" - мусульманская Испания (Аль-Андалус) или Кордовский халифат. Это государство откололось от халифата Омейядов со столицей в Дамаске и активно насаждало Папе Римскому войнами. Важный момент! И в Европе, и в арабском мире в IX-X веках происходит устаканивание границ, начинается период спокойствия и затишья, что дает почву для развития. Что же у нас в это благоденственное время происходит в католической Европе?

Снова Елизавета. Будущая владычица морей потирает руки.
Снова Елизавета. Будущая владычица морей потирает руки.

Церковь достигает вершины своего могущества и влияния. Все научные изыскания и открытия прекращаются. К науке церковь стала относится с таким подозрением, что люди, которые ей ранее занимались или хотя бы пытались, постепенно превращаются в колдунов и магов, нарушающих божий порядок. Все размышления человеческого ума были поставлены на службу вере и служили подспорьем для религии, и особенно философия, "служанка церкви". Образование в основном сводилось к заучиванию цитат еще античных авторов и не стремилось к поиску новых истин. Наука находилась в глубоком упадке и практически стояла на месте, прогоняя одно и то же по несколько раз. Большинство научных трудов стремились лишь к простой систематизации и классификации, что связано с поиском структуры божественного замысла (об этом я подробнее рассказываю в статье про средневековое мировоззрение).

Средневековые европейцы почти забыли греческий язык, а знать восточные языки они и вовсе не стремились. В отличие от арабов, переводивших научные труды с разных языков, европейцы были значительно ограничены в знаниях своей настороженностью ко всему чужому, в том числе и к иностранным языкам.
Средневековые европейцы почти забыли греческий язык, а знать восточные языки они и вовсе не стремились. В отличие от арабов, переводивших научные труды с разных языков, европейцы были значительно ограничены в знаниях своей настороженностью ко всему чужому, в том числе и к иностранным языкам.

В культурном отношении Европа проигрывала и Византии, и арабскому миру. К примеру всеми любимая готика появилась в Европе только через 700 лет после начала Средневековья! Остальное же время архитектура медленно пыталась возрождать базовые вещи, известные еще римлянам. На то, чтобы вновь вспомнить, как делать каменные своды для церквей европейцам потребовалось 500 лет! Это произошло только при романском стиле в эпоху крестовых походов христианским феодалов на мусульман. Кстати о феодалах.

Начать побеждать в борьбе с церковью за влияние и объединить разрозненных феодалов европейским монархам удалось только после XII века. Однако это происходило совсем не гладко: король  Англии Генрих II и вовсе убил архиепископа Томаса Бекета прямо в соборе.
Начать побеждать в борьбе с церковью за влияние и объединить разрозненных феодалов европейским монархам удалось только после XII века. Однако это происходило совсем не гладко: король Англии Генрих II и вовсе убил архиепископа Томаса Бекета прямо в соборе.

Европа, благодаря феодальной лестнице, где каждый отвечал только за своего подчиненного (вассал моего вассала - не мой вассал), представляла из себя лоскутное одеяло, не способное к политическому единству. Как правило попытки его создать кончались мягко говоря не очень... К примеру, императору Генриху IV, пытавшемуся оспорить авторитет Папы Григория VII, пришлось босиком идти с позором молить его о прощении в Италию. Крестовые походы, в которых участвовали именно феодалы, также должны были помочь католической церкви избавиться от своих конкурентов. В итоге Европа на тот момент представляла из себя лишь духовное единство, но политически - довольно шаткую модель соподчинения вассала вассалу.

Папа Урбан II провозглашает Первый крестовый поход. Однако в то время (1095 год) не могло быть ни такой одежды, ни утонченных статуй и интерьеров собора, изображенных на фоне. Это миниатюра XV века, переходного периода от Средних веков к Новому времени.
Папа Урбан II провозглашает Первый крестовый поход. Однако в то время (1095 год) не могло быть ни такой одежды, ни утонченных статуй и интерьеров собора, изображенных на фоне. Это миниатюра XV века, переходного периода от Средних веков к Новому времени.

Исламский мир значительно выигрывал во всех отношениях. В тот же период X-XI веков столица Аббасидского халифата, Багдад, превратилась в главный научный центр Средневековья. Международным языком науки стал арабский, а под самим понятием средневековой науки в первую очередь подразумевается арабская наука, а не европейская, находящаяся в глубоком застое 1000 лет. Математика в мусульманских странах была даже более практичной, чем в Древней Греции. Это связано с требованиями ислама. Необходимо было высчитывать точное направление на Мекку, центр ислама. На западе сформировался второй научный центр - Кордова, столица арабской Испании. Именно через нее в Европу попадала львиная доля античных знаний.

Дворец халифа в Кордове Мадина аз-захра - целый город из дворцов.
Дворец халифа в Кордове Мадина аз-захра - целый город из дворцов.

В мусульманской Испании происходил небывалый цивилизационный расцвет. Многонациональная и многоконфессиональная страна была намного веротерпимей, чем Европа за все Средневековье. Под одной крышей уживались и арабы-мусульмане, и евреи-иудеи, и вестготы-христиане. Кроме того, их допускали к участию в развитии науки и культуры. Подъем переживала медицина, в среднем жители Кордовского халифата жили 40 лет(в Европе - 30 лет) и были намного чистоплотнее европейцев.

Мескита (Кордовская мечеть) претендовала на роль главной мечети арабского мира.
Мескита (Кордовская мечеть) претендовала на роль главной мечети арабского мира.

Университет Кордовы был самым знаменитым в мире, в нем учились и европейцы-христиане со всей Западной Европы. Библиотека халифа насчитывала 500000 томов книг, в крупнейшем монастыре Центральной Европы, монастыре Св. Галла в Швейцарии, было всего около 100 томов. Кордовская мечеть - настоящий шедевр архитектуры. К подобному изяществу и проработке деталей европейцы придут только через 300 лет, в эпоху готики. Переплетение колонн и арок создают впечатление волшебного каменного леса. Мало того, европейцы постоянно циклились на наследии Римской империи, в то время как арабы создавали новации в зодчестве (в той же мечети Кордовы впервые применена двойная арка). В отличие от полной изоляции европейских государств, арабские страны были открыты к другим культурам и активно сотрудничали с ними, обмениваясь обычаями и традициями.

Михраб кордовской мечети - пример потрясающей тонкости и изысканности арабского искусства, которому на тот момент было не больше 400 лет. Европа шла к этому уровню 800 лет, то есть в два раза больше!
Михраб кордовской мечети - пример потрясающей тонкости и изысканности арабского искусства, которому на тот момент было не больше 400 лет. Европа шла к этому уровню 800 лет, то есть в два раза больше!

Этой статьей я не хочу сказать, что одна цивилизация лучше, а другая хуже. Безусловно, каждая культура имеет огромное количество как минусов, так и плюсов. Но переносить романтический ореол априорной прогрессивности на всю историю цивилизации - это и есть необъективность. Европоцентризм и мышление, где мерой всему является западное понимание - это неправильно. Из-за такого самодовольного подхода люди начинают смотреть на страны и их историю не с аспектов их восприятия, а только с одного аспекта, ценного на Западе(развита ли материальная культура, демократичен ли режим, есть ли объективность). Так вся уникальная ценность цивилизаций просто обедняется и сводится к предвзятому пониманию, где человеку "проще не лезть" в другие культуры (то есть реально попытаться понять их точки зрения на вещи), а смотреть на них с точки зрения европейского рационализма.

Если вам понравилась статья, не оставайтесь равнодушным. Лайк и подписка - лучшая поддержка для любого канала на Яндекс Дзен. Возможно вам будет интересно почитать о том, как видел мир средневековый человек (там не про то, что на все влияла церковь - это и так понятно), почему в Средние века не разучились рисовать и в чем реальная разница христиан и язычников.