Найти в Дзене
Аква-Космос

Валлийский «речной призрак» Гврах-и-Рибин

Из множества разнообразных чудовищных сверхъестественных зверей Уэльса, безусловно, одним из самых наводящих страх был Гврах-и-Рибин, водное существо.

https://www.vampires.com
https://www.vampires.com

Примечательно, что его также называют «речным призраком» из-за жутких легенд о том, что он прячется в валлийских реках, готовый наброситься на неосторожных и украсть их души. Подвиги и природа этой кошмарной твари были искусно описаны еще в 19-м веке человеком по имени Вирт Сайкс.

В то время он был американским консулом в Уэльсе. Хотя история Гврах-и-Рибина рассказана в книге Сайкса 1880 года «Британские гоблины», мы обращаем внимание именно на оригинальные заметки Сайкса. Они рассказывают историю, одновременно ужасающую и незабываемую:

«Страшная фигура среди валлийских призраков – это Гврах-и-Рибин, главным отличием которого является чудовищное уродство. В рассказе об этом гоблине обычно используется местоимение женского рода, считается, что он, в отличие от большинства представителей его вида, был женщиной. Валлийская поговорка относительно ее пола, противоположного прекрасному, звучит так: «Y mae mor salw a Gwrach y Rhibyn» (Она такая же уродливая, как Гврах-и-Рибин)».
Баньши. https://folkhorrorrevival.com
Баньши. https://folkhorrorrevival.com

Сайкс, не теряя времени, описал природу и внешний вид этого существа. Это было явно необычное животное, как Сайкс совершенно ясно дал понять своим читателям:

«Призрак – отвратительное существо с растрепанными волосами, длинными черными зубами, длинными, худыми, иссохшими руками, кожистыми крыльями и мертвенно-бледной внешностью.

В ночной тишине он прилетает и хлопает крыльями в окно, одновременно издавая леденящий кровь вой и взывая по имени к человеку, который должен умереть, протяжным предсмертным голосом, как бы говоря:

"Да-а-а-вы!" 'De-iiooo ba-aa-ch!'

Эффект от ее крика или воя неописуемо ужасен, и его взгляд поражает глаза смотрящего. Это всегда предзнаменование смерти, хотя ее предостерегающий крик слышен при различных обстоятельствах; иногда она появляется в тумане на склоне горы, или на перекрестке дорог, или у воды, которую она разбрызгивает руками».

https://folkhorrorrevival.com
https://folkhorrorrevival.com

Двигаясь дальше, Сайкс рассказывает:

«Пол призраков, как правило, средний, но Гврах-и-Рибин бросает вызов всем правилам – будучи женщиной, которая иногда считает нужным быть мужчиной. В своем женском образе у него есть уловка: время от времени плакать самым печальным голосом: «о! о! fy ngwr, fy ngwr!» (Мой муж! Мой муж!). Но когда он решает быть мужчиной, этот крик меняется на «Fy ngwraig! fy ngwraig!» (моя жена! моя жена!) или «Fy mlentyn, fy mlentyn bach!» (дитя мое, дитя мое!).

Есть ужасная история про рассеянного крестьянина, который однажды ночью встретил этого гоблина на дороге и подумал, что это настоящая женщина; поэтому он делал неприличные и неподходящие предложения по этому поводу, в результате чего его душа почти выпрыгнула из тела в ужасе, обнаружив свою ошибку. Когда он решительно воскликнул: «О, боже! это была Гврах-и-Рибин, а вовсе не женщина!».

Хотя большинство сообщений об этом существе были сделаны столетиями раньше, по крайней мере некоторые из них, дошедшие до ушей Сайкса, относятся к сравнительно недавнему времени, о чем сам Сайкс очень ясно дал понять: «Гврах-и-Рибин появился недавно, согласно рассказу человека, который утверждал, что видел его в Лландаффе.

Несомненно, нельзя было найти более вероятного места для появления призрака столь древнего происхождения, чем тот древний кафедральный город, где, как говорят некоторые, находился самый ранний христианский храм в Великобритании и который был резиденцией самого раннего христианского епископства.

Моим рассказчиком был респектабельного вида человек из крестьянско-фермерского сословия, с которым я познакомился на одной из прогулок под Кардиффом летом 1878 года.

«Именно в Лландаффе, – сказал он мне, – 14 ноября прошлого года, когда я был в гостях у старого друга, я увидел и услышал Гврах-и-Рибин. Я спал в своей постели и проснулся в полночь от страшного визга и сотрясения окна. Это был громкий и отчетливый визг, и окно тряслось так, что казалось, что оно проходит мимо, как ветер. Я не столько испугался, сэр, как вы можете подумать; я был взволнован – вот нужное слово – взволнован; и я вскочил с кровати, бросился к окну и распахнул его».

«Затем я увидел Гврах-и-Рибин. Я ясно видел ее, сэр, ужасную старуху с длинными рыжими волосами и лицом цвета мела, и большими зубами, похожими на клыки, оглядывающуюся через плечо на меня, когда она летела по воздуху в длинном черном платье, волочившемся по земле под ее руками, поэтому тела я не мог разглядеть.

Она издала еще один нечеловеческий вопль, пока я смотрел на нее; затем я услышал, как она хлопает крыльями по окну дома чуть ниже того, в котором находился я, и исчезла из виду. Но я продолжал смотреть в темноту и, поскольку я живой человек, сэр, я видел, как она вошла в дверь гостиницы «Корова и табакерка» и больше не возвращалась.

Я долго следил за дверью гостиницы, но она не выходила. На следующий день, честное слово, я говорю вам, мне сказали мне, что человек, хозяин гостиницы «Корова и табакерка», – умер ночью. Его звали Ллевеллин, сэр – вы можете спросить о нем любого, в Лландаффе – он держал там трактир 70 лет, а до него его семья триста лет жила на этом самом месте. Гврах-и-Рибин всегда беспокоит не новые семьи, сэр, а старый род. Это была, мягко говоря, целая история!»

Сайкс добавил: «Близкое сходство этого гоблина с ирландским Баньши (или бенши) сразу заметно. Такое же суеверие встречается и у других народов кельтского происхождения. Сэр Вальтер Скотт упоминает о нем в Шотландии.

Она не прослеживается отчетливо у других народов, кроме кельтов, но ее связь с первобытной мифологией, несомненно, обнаруживается в том же направлении, что и многие другие предзнаменования смерти, а именно путь бога ветра Гермеса».

«Ужасное уродство Гврах-и-Рибин является постоянной чертой суеверия в обеих его формах; она напоминает Черную Деву, которая пришла в Карлеон и освободила Передур: «Чернее были ее лицо и две руки, чем самое черное железо, покрытое смолой; и цвет ее лица был не страшнее ее тела.

У нее были высокие щеки, удлиненное книзу лицо и короткий нос с раздутыми ноздрями. И один глаз был пронзительно-серого цвета в крапинку, а другой – черным, как смоль, глубоко запавший. И зубы у нее были длинные и желтые. И живот у нее поднимался от груди выше подбородка. И спина у нее была кривая, а ноги большие и костлявые. И фигура у нее была очень тонкая и худая, если не считать ступней и ног, которые были огромных размеров». Валлийское слово gwrach («гврах») означает ведьму и считается, что существует связь между этим словом и мифическим Авагдду, женой которого была Гврах».

Источник: Сайкс, В. (1880). Британские гоблины: валлийский фольклор, сказочная мифология, легенды и традиции . Лондон: Сэмпсон Лоу, стр. 216-219.

Если Вам понравилось, жмите на большой палец и подписывайтесь на наш канал. Дальше будет ещё интереснее!