Да, урок русского языка – это не самый весёлый урок. Помните, была такая милая передача на радио в советское время – «Радионяня». Начиналась она задорной песенкой – девизом этой передачи: «Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться!»
К сожалению, это несбыточная мечта. Очень многие правила русского языка лишены какого-либо смысла и нуждаются только в заучивании. Да, тупая зубрёжка. Какое тут веселье. Не стану же я во 2 классе объяснять, почему в слове ЛЫЖИ после Л слышим и пишем Ы, а после Ж уже пишем И!
И невозможно объяснить на уроке, что прежде в русском языке не было буквы Ы, зато было две буквы похожих: И и i, та самая, про которую говорят: «Расставим точки над И!» А буквы Ж и Ш были мягкими, после них писали i. Потом Ж и Ш отвердели (вот ответьте на вопрос восьмилетнего филолога, почему это они отвердели? Причём во время урока ответьте, когда один слушает, такой умный, а остальным на это наплевать!), но по традиции мы пишем всё равно И.
Поэтому я предпочитаю отвечать, что мой учитель, профессор Григорий Григорьевич Мельниченко, говорил нам, своим ученикам, возмущавшимся зубрёжкой исключений, которых больше, чем правил:
– Мы зубрили, вы зубрите, и дети ваши зубрить будут!
Но на уроках учитель непременно использует задания, которые помогут снять монотонность писанины, но при этом заставят задуматься, откроют новую сторону языка, например, такое:
Продолжите ряд
1. Апельсин, банан, виноград …
2. Паук, таракан, мышь …
3. Медведи, сёстры, поросята …
4. Дорога, ремонт, милиция …
Причём учтите, предупрежу я, ответ может быть только один, единственный! Например, в ряду: апельсин, банан, виноград – не подойдёт ничего, кроме… и не влияет, что апельсин в корках, банан – в кожуре, а виноград в кожице шкурки. Здесь иное…
А ответы знаете какие?
Ответы:
1. Любой фрукт, начинающийся на букву Г: груша, грейпфрут, ведь остальные три шли по алфавиту – а, б, в…
2. У паука 8 ног, у таракана – 6, у мыши – 4, дальше - с 2, дальше человек или птичка.
3. Три медведя, три сестры, три поросёнка – напрашиваются три мушкетёра.
4. А здесь очень трудно: до – рога, ре – монт, ми – лиция, фа – кел. Ноты!
Игра «Четвёртый лишний»
1. Крик, кричать, квакать, кукарекать
2. Лебедь, воробей, ворона, попугай
3. Уши, головы, ноги, плечи
4. Ночь, дочь, рожь, мышь
Ответы:
1. Крик – существительное. Остальные – глаголы.
2. Ворона – женский род
3. Головы – остальные парные органы
4. Рожь не имеет множественного числа