Найти тему
Онлайн-школа SMITUP

Можно ли управлять вниманием, или почему многозадачность не работает?

Бывало ли у вас такое, что во время урока вы смотрели на учителя, записывали информацию, но, выйдя из класса, не могли вспомнить и половины? Смотрели ли вы в скрипт занятия и понимали ли с удивлением, что он написан вашей рукой, но при этом вы почти ничего не помните? Этим «страдает» большинство из нас. Такие ситуации не показатель глупости, они говорят о том, что фокус внимания был смещен с материала занятия.

Вам интересно узнать, насколько внимательны именно вы? Попробуйте пройти несколько простых тестов (1), (2). Они демонстрируют, что иногда мы можем не заметить изменений, если не знаем, на чем сфокусироваться. При этом, когда вы знаете, что фокус внимания должен быть направлен на определенную точку не заметить изменения кажется совершенно невозможным. Еще более интересный эксперимент провели Дэниел Саймонс и Дэниел Леви (3). Мужчина объясняет дорогу человеку, обратившемуся к нему на улице. В какой-то момент он настолько сконцентрирован на анализе информации, что даже не замечает, что объясняет дорогу уже другому человеку. Посмотрите видео сами оно весьма наглядное и забавное. Этот простой эксперимент доказывает, что наше внимание и способность концентрироваться нечто, подобное лучу фонарика, который может осветить только одну небольшую область.

Представьте, что вы находитесь в темной комнате, в руках у вас слабый фонарик, который освещает только небольшую плоскость вы можете видеть ее, но даже не догадываетесь, как выглядит вся картина целиком. Это наиболее наглядная иллюстрация того, как работает наше внимание. Только представьте, каждую секунду мы получаем «тонны» информации от наших органов чувств, но при этом наш мозг «не подсвечивает» эту информацию как нужную мы просто игнорируем ее (4).

Важно понять, что в нашем распоряжении лишь один такой фонарик, поэтому и наше внимание может быть сфокусировано только на одном предмете одновременно. Когда мы занимаемся многозадачной работой (например, слушаем подкаст во время решения теста) мы не «включаем» два канала внимания, каждый из которых равномерно нагружен. Мы просто хаотично водим фонариком нашего внимания от одной задачи к другой, так и не делая ни одну на сто процентов. Это полностью разрушает миф о том, что мы можем делать несколько дел одновременно (5).

-2

Также интересно, что не все люди одинаковы в плане внимания (хотя, скорее всего, если вы читаете эту статью, то мы с вами относимся к группе «обычных»). Способностью концентрироваться на нескольких вещах обладают дислексики. Однако и здесь нет способности делать два дела параллельно: когда фокус их внимания направлен на одну сферу все остальные не затемнены, как у большинства из нас, просто свет лишь едва приглушен.

Наглядной иллюстрацией того, как установленный фокус внимания упрощает нашу жизнь, является мастер-группа: здесь вам задают вектор развития в изучении истории: внимание не рассеяно на запоминание  одновременно культуры, карт, всемирки и т.д. Курс построен так, чтобы вы могли концентрироваться на одном аспекте подготовки, а когда придет время, сместить фокус внимания на другой аспект. Это упрощает жизнь: вам предоставляют собранную уже за вас информацию, остается лишь включить фонарик!

Ссылки:

1.  Тест мирцания для осознания уровня вашего внимания

2. Тест на сосредоточение внимания

3. “The Door study”, Daniel Simons, Daniel Levin

4. The spotlight model of attention and our ability to multitask, Khan Academy

5. Boundless Psychology. Multitasking