В армии Османской империи, наряду с воинами-мусульманами служило немало воинов-христиан. Для попадания подобных воинов в турецкую армию было две основных возможности.
Большинство из них первоначально представляли вооружённые отряды, набираемые в землях зависимых от османов балканских князей, в частности Сербии, Болгарии и Валахии.
Другие были фактически феодальной кавалерией, предоставленной в обмен на тимары (повинности) или налоговые льготы. Эта последняя категория состояла главным образом из той же самой землевладельческой военной аристократии, которая существовала до османского завоевания, членам которой было разрешено сохранить свои земли в обмен на выполнение подобной военной службы для их новых хозяев.
В определенной степени их число с годами значительно уменьшилось, так как многие приняли ислам или были изгнаны за проступки. Но уже в 1439 году Иоанн Торзело подсчитал, что христианские сипахи и их свита насчитывали около 50 000 человек. В Албании в 1431 году 60 тимариотов из 335 все еще были христианами; так же как и в санчаке Тиралы было 36 христианских тимариотов из 182 в 1455 году, а в Браничеве в Сербии 62 из 125 были христианами. В последнем случае было дополнительно 40 христианских арбалетчиков, 217 войнуков и 503 ямака (от jamaq, "спутник").
Термин "войнук" произошел от сербского voynici, и в османском употреблении означал бронированного балканского пехотинца-христианина, который шёл на военную службу в обмен на определённые налоговые льготы. Такие войска можно встретить под этим названием на всей территирии Балкан — в Албании, Боснии, Болгарии, Герцеговине, Македонии, Сербии и Фессалии. И сохранившиеся записи свидетельствуют о том, что их было значительное число.
В Браничеве в 1467-1468 гг. на каждые 5 христианских семей приходилось по одному войнуку, как и на каждые 10 семей в Герцеговине в 1478 году, причем эти цифры, были вполне сопоставимы с цифрами из других регионов.
Мураджа д'Оссон в своем обзоре Османской организации конца XVIII века говорит, что войнуки были впервые включены в Османскую военную систему в 1376 году по приказу Мурада I. В то же время, османский хронист Саад ад-Дин, который писал в XVI веке, но в значительной степени опирался на более ранние источники, указывает ту же дату, но приписывает их "основание" Румелийскому бейлербею Кара Тимурташу.
В 15 веке войнуки считаются важным элементом османской армии. Их общее командование было передано в руки Войнук-Бея, с отдельными подразделениями под командованием Кери-Башира.
Другим принятым термином, под которым служили балканские христиане, был gonder, который имел византийское происхождение, будучи производным от kontarion ("копье"). В рукописи первой половины XV века гондер определяется как состоящий из войнука и 2 или 3 ямаков, а в другой, второй половины века, говорится о войнуке и 2 ямаках. В других местах упоминаются 4, а иногда и 5 человек, но в целом можно предположить, что гондер был подразделением из 3 или 4 человек, во многих отношениях сравнимым с европейским копьем, за исключением того, что оно было спешенным.
Спасибо, что дочитали статью до конца, значит было интересно, или как минимум любопытно)))
Если вы ещё не поставили лайк – поставьте лайк!
Если вы ещё не подписались на канал – подпишитесь!
Если вам есть, что сказать – оставьте комментарий!
Хорошего вам дня, и до новых встреч!
смотрите также: