«А конкурс я по запаху узнаю…»
- Низкий вам бонжур!
- Это... И какого же ты роду-племени?
- Я по роду-племени тутошний, а вот по образованию - я тамошний.
- И где же тебя так образовали?
- В заморской школе престидижитаторов.
- Пре-пре-пре... Это как понимать?
- Ну, по-ихнему это престидижитация, а по-нашему - ловкость ног. И гипноз.
- И долго ты в заморской школе обучался?
- Два года с месяцем. Два года я учился произносить слово «престидижитатор».
И целый месяц - гипноз.
- А ну, давай, показывай.
- Большое Вам гутен морг!
- Мерси.
Все любят сказки, поэтому, конечно, сразу вспомнили этот забавный диалог Чудо-Юда (Георгий Милляр) и жениха-престидижитатора (Борис Сичкин) из любимого фильма великого режиссера-сказочника Александра Артуровича Роу «Варвара-краса – длинная коса».
Зачем мы напомнили этот эпизод? Всё потому, что мы, работники музейно-выставочного центра тоже долгое время разучивали правильное произношение, а, главное, правильное написание незнакомого «заграничного» праздника – Хэллоуин. То терялась одна из букв «л», то вместо «э» в слово вкрадывалась буква «е», и получалось тогда вместо Hallows-Even – «Вечер Святых», со временем сокращенный до Halloween, просто неприличный перевёртыш. Но постепенно всё пришло в соответствие – и праздник, и его написание русскими буквами, и конкурс детских творческих работ.
Анекдот, появившийся буквально сегодня, и точно - на злобу дня:
Телефонный звонок.
- Алло…три часа ночи! Кто вы?
- Это папа Вашего ученика, Елена Васильевна! Спите?
- Конечно!
- А мы каштаны пилим, желуди протыкаем – готовим поделку на ваш конкурс «Осенний калейдоскоп»…
Если бы только жёлуди и каштаны! Знаете, что отличает осенние творческие конкурсы в МВЦ? Запах! Ни с чем не сравнимый запах гнили и тлена. Откуда? Из этих самых неординарных поделок, когда в ход идут фрукты и овощи – картофель, лук, морковь, кабачки… Но тыквы – это что-то особенное! Крепкие и ароматные в момент передачи работ вместе с заявкой для участия в конкурсе, превращаются в скором будущем в нечто текущее и, увы, дурно пахнущее. Поэтому кареты Золушек и красавицы Осени, домики сказочных героев и, конечно, Светильники Джека – это головная боль организаторов конкурса.
Что? Вы не знаете, что такое Светильник Джека? Стыдно, господа, ведь в Россию. В Россию праздник пришел в начале девяностых. Разумеется, ревнители духовных скреп тут же выступили против. Эти выступления продолжаются по сию пору – каждый год ближе к концу октября случаются казусы. То кто-то выступит с проникновенной речью, то региональные чиновники порекомендуют запретить школьные карнавалы, то какие-нибудь активисты клуб с тыквами в витрине в осаду возьмут. Люди более адекватные ревнителей традиций вежливо выслушивают и идут покупать тыквы и карнавальные костюмы.
ВСЕМ ПО ТЫКВЕ
Главный атрибут праздника – Светильник Джека. Чтобы отпугнуть страшных гостей от оставленных без присмотра домов, кельты, родоначальники праздника, оставляли сторожей – вырезанные из турнепса страшные образины, в которых тлели угольки из священного костра. Поскольку турнепс нынче стал экзотикой, вырезают эти страшные рожи из больших тыкв. С этой традицией связана старинная ирландская легенда.
Поговаривают, что некий кузнец Джек был жадным выпивохой, которого терпеть не могли односельчане. Настолько, что ему в какой-то момент стало буквально не с кем выпить. И тогда он предложил сообразить на двоих самому Сатане. Тот неожиданно согласился, и собутыльнички отправились в местную забегаловку, где изрядно приняли на грудь. Когда наступило время платить за выпивку, Джек предложил Дьяволу превратиться в монету, и тот, как ни странно, повелся на этот простой трюк. Ушлый Джек тут же сунул монету в карман, куда заранее спрятал небольшой освященный крест. Сатана попал в ловушку, из которой Джек его выпустил только после того, как получил обещание поддержки во всех делах.
Дьявол печалился не сильно – рассчитывал отыграться после того, как Джек помрет и попадет в ад. Но Джек снова перехитрил его, заманив на вершину яблони, где был нарисован крест. В обмен на спасение Джек потребовал не забирать его душу в ад. Разумеется, после смерти в рай его тоже не пустили – и с тех пор его душа скитается в поисках чистилища, освещая дорогу вырезанным из тыквы светильником.
Конечно, Хэллоуин – праздник неоднозначный. Кто-то радостно переодевается в нечисть и гуляет по пабам, а кто-то – плюет через левое плечо и начинает бубнить про бесовщину. Между тем, этот праздник имеет древнюю историю и весьма любопытные традиции.
ВСЕ ЗОМБИ В ГОСТИ БУДУТ К НАМ
Традиция кельтов рядиться в страшные костюмы была подзабыта в позднее Средневековье, но вновь возродилась в Британии в конце XIX века – уже как веселая игра. Сначала детишки начали наряжаться в сказочных чудовищ и ходить по соседям, выпрашивая конфеты (что-то вроде колядования на Рождество). Потом к веселью присоединились взрослые. С тех пор каждый год в канун Дня всех святых молодежь надевает костюмы нечисти и отправляется на веселые вечеринки.
Среди самых популярных костюмов – ведьмы, вампиры, зомби, оборотни, скелеты, черти, призраки и летучие мыши. В России к этому добавилась наша родная нечисть: кикиморы и лешие. Выход фильма «Властелин колец» дополнил палитру Хэллоуина орками, троллями и назгулами, с появлением саги о Гарри Поттере в пабах и клубах замелькали Вольдеморты, пожиратели смерти и дементоры.
Впрочем, никто не против, если на вечеринке появятся и персонажи со «светлой стороны» - феечки, эльфы, гномы, гаррипоттеры и даже розовые пони.
В музейно-выставочном центре самый первый раз Хэллоуин праздновали в 2015 году смешанной группой детей и подростков с конкурсами, шутками, испытаниями под предводительством бабушки Пирата (пиратской бабушки). А в конце праздника всех ждал праздничный стол с леденящими душу угощениями – червячками и жучками, с земляным гарниром и кровавым напитком.
Постепенно праздник разрастался, разделял детвору по возрасту, отправляя старших – на дискотеку-ужастик в «Ровесник».
Сейчас при пандемии на дискотеке и вечеринке не разгуляешься, но ничто не может помешать творчеству детворы и их наставников – родителей, учителей, воспитателей, руководителей студий и кружков, поэтому обостряется обоняние у музейщиков, напевающих: «Вот и осень. И здравствуйте, тыквы!»…
Елена Серебренникова, методист МВЦ
Дорогие друзья! Подписывайтесь на наш канал и следите за новостями.