Найти в Дзене
Загадочная Индия

Индийский храмовый танец. Кто такие баядерки

Один из популярнейших индийских классических танцев, Бхаратанатьям, зародился в Южной Индии. Там он исполняется практически на всех мероприятиях – будь то свадьба, городской праздник или фестиваль. Для девушки владеть искусством танца считается практически обязательным, поэтому индийских девочек родители с ранних лет отправляют в танцевальные студии.

Индийский классический танец
Индийский классический танец

Классический индийский танец, имеющий множество направлений, произошел от древнего храмового танца. По легенде, он существовал с начала времен, а по мнению историков – первые описания храмовых танцев относятся к 3 – 4 векам до н.э.

В древние времена в индуизме среди служителей храмов обязательно были музыканты, певцы и танцовщицы, называемые на санскрите «девадаси», что означает «служительница божества».

Европейцы называли храмовых индийских танцовщиц баядерками. Это слово заимствовано из португальского «bailadeira» - танцовщица.
Баядерка (девадаси)
Баядерка (девадаси)

Девадаси жили при храмах всю свою жизнь, и хотя основным их занятием был танец, они также выполняли различные религиозные ритуалы и работы по уходу за убранством храма.

Это были девушки только из индусских семей. Попадали в храм они разными способами: девочек жертвовали храму в обмен на благосклонность богов, либо отдавали, исполняя какой-то обет, также туда попадали девочки-сироты, а некоторые становились храмовыми танцовщицами по семейной традиции или из чистой преданности богу.

Церемония посвящения в девадаси чем-то походила на свадебный обряд, и девушки считались связанными с божествами супружескими узами. Танец же был личным проявлением любви к богу. А потому первые танцовщицы-девадаси из нарядов использовали, в основном, лишь богатый набор украшений и нарядные сложные укладки на голове.

Танец для божества
Танец для божества

Однако танец для божества происходил на видном месте храма, и посмотреть на это действо собиралось немало зрителей.

Положение храмовых танцовщиц в обществе было неоднозначным. И хотя их постоянно приглашали выступать во дворцы и на свадьбы высокопоставленных личностей, а к их мнению прислушивались даже в принятии важных решений, все же их судьбе не завидовали, и в богатых семьях не желали подобного для своих дочерей.

Англичане вообще считали девадаси храмовыми куртизанками.

Возможно, в этом была доля истины. Древний сакральный танец был полон чувственности, ведь некоторые индийские боги славились своими любовными похождениями, и девадаси не могла не рассказать об этом в пылу танца.

Танцовщицам не принято отказывать
Танцовщицам не принято отказывать

Почувствовав особое вдохновение, она могла выбрать себе в партнеры любого из зрителей, принадлежащего к любой касте. Танцовщицам не принято было отказывать. И этим девадаси вызывали зависть даже у цариц, не обладавших такой свободой…

Естественно, после таких «особо вдохновенных» танцев у девадаси появлялись дети. Судьба мальчиков, рожденных танцовщицами, точно не известна. Существует версия, что они воспитывались при королевском дворе, чтобы потом пополнить ряды прислуги. А вот девочки воспитывались матерями, передававшими им свои знания и опыт в искусстве танца. Так появлялись новые девадаси.

Маленькие танцовщицы
Маленькие танцовщицы

Понятно, что в судьбе этих детей отцы не принимали никакого участия, их задача заключалась лишь в одном – помочь в продолжении рода. Большего девадаси и не ждала от выбранного в пылу танца партнера.

Для простых людей храмовые танцовщицы были символами плодородия, женских энергий. И женщины, которые не могли зачать детей, спешили получить благословение девадаси.

В средние века на севере Индии было очень много мусульман. Столкновение религий привело к тому, что девадаси оказались «вне закона», и ритуальные танцы в храмах Северной Индии постепенно угасли.

Система девадаси сохранилась преимущественно в Южной Индии, претерпевая многочисленные изменения, она существовала до середины ХХ века.

"Девадаси в Мадрасе" - Художник Тилли Кеттл, 1770 год
"Девадаси в Мадрасе" - Художник Тилли Кеттл, 1770 год

И тогда начался новый этап в истории развития индийского танца Бхаратанатьям. Он стал настолько популярен в среде брахманов (или браминов), что другие касты вдруг потеряли на него право.

Но все же танец, который нравится людям, трудно удержать в рамках и ограничениях высших каст.

Со временем его стали исполнять представители разных слоев общества, и не только женщины, и не только последователи индуизма.

В наши дни Бхаратанатьям привлекает танцоров разных стран, и его исполняют на всех континентах мира.

Смотрите видео-версию сюжета про индийский танец ЗДЕСЬ