Найти в Дзене
Без музыки совсем не то

Почему альбом Deep Purple «Who Do We Think We Are» так и не стал очередным прорывом?

К сожалению, альбом Deep Purple «Who Do We Think We Are» так и не стал прорывом группы к новым вершинам. Но он не означал, что DP исчерпали свой потенциал, который только повысился при записи следующего альбома «Burn». Просто группа устала от бремени славы и свалившихся на нее громадных денег

Deep Purple «Who Do We Think We Are», 1973 г. Лицевая сторона конверта
Deep Purple «Who Do We Think We Are», 1973 г. Лицевая сторона конверта

Альбом Deep Purple «Who Do We Think We Are» может и не лучший в дискографии группы, но плохим его назвать нельзя. Впрочем, плохим назвать нельзя ни один альбом DP, даже то, что они записывают сегодня. Но справедливости ради надо сказать, что эта запись демонстрирует собой упадок группы после ошеломительного взлета, и это подтверждают даже сами музыканты.

На аудио: ремастированный вариант "Woman from Tokyo", обратите внимание на интро и запилы Блэкмора во второй части песни

В общем, «Who Do We Think We Are» - это продукт успеха группы, то есть оборотная его сторона. Ян Гиллан как-то сказал, что если бы предыдущие альбомы «Machine Head» и «Made In Japan» не «выстрелили» так сильно в 1972 году, то и 1973-й год не принес бы той катастрофы, которая случилась. В качестве примера он приводит композицию «Woman from Tokyo», которая была записана еще до гастролей в Японии и до того, как «Machine Head» вызвал фурор в рядах фанатов. Песня получилась прекрасной! Но вот все остальное, что было записано для альбома в 1973-м – это уже отражение той «расслабухи» и того сопутствующего ей разлада, которые внесли в ряды группы успех и усталость от его бремени.

Deep Purple непосредственно перед уходом из нее Гиллана и Гловера, 29 июня 1973 года, Осака, Токио
Deep Purple непосредственно перед уходом из нее Гиллана и Гловера, 29 июня 1973 года, Осака, Токио

Существует много разных мнений, почему DP записали такой «спокойный» альбом, не обладавший энергией предыдущих трёх творений. И на самом деле – в нем нет таких энергичных песен, хотя бы отдаленно похожих на «Speed King», «Fireball» или «Highway Star», нет хитов, подобных «Child in Time», «Fools» или «Smoke on the Water». «Woman from Tokyo» - не в счет, эта песня хоть и убойная, но хитом, в принципе, так и не стала. Самое распространенное мнение – музыканты просто возомнили себя Богами, переставшими считаться с мнением друг друга. Они просто решили попридержать свои лучшие идеи «для себя», выдав для очередного альбома DP одни лишь выжимки.

Deep Purple «Who Do We Think We Are», 1973, Purple Records
Deep Purple «Who Do We Think We Are», 1973, Purple Records

Так, Ричи Блэкмор, еще летом 1972-го, когда группа приехала записываться в одно из поместьев под Римом (Италия), несколько раз выдавал на репетициях интересные риффы, а потом запрещал их использовать. Так у него родился главный рифф к композиции «Mistreated», которая позже была записана для альбома «Burn» уже без Гиллана. Джон Лорд с помощью Мартина Бёрча записал композицию «Smelly Botty», на которой сам и спел, но он тоже про нее «забыл» во время последующих записей, а в 2000-м году даже запретил Гловеру включить эту запись на ремастированный вариант альбома. Иэн Гиллан на той же сессии записал «болванку» песни «It's Only Make Believe» - хоть песня была и не его, но он впоследствии решил переработать ее исключительно под себя.

Deep Purple «Who Do We Think We Are», две стороны английских выпусков пластинки
Deep Purple «Who Do We Think We Are», две стороны английских выпусков пластинки

В общем, на летних «римских» сессиях 1972 года были записаны только «Woman from Tokyo» и «Painted Horses», которая в итоговом варианте так не понравилась Блэкмору, что он запретил ее включать в альбом. Дело в том, что музыканты так сильно были в тот период разобщены, что над самими песнями вместе работали только Гловер и Пейс, временами к ним присоединялся Джон Лорд. А вот Блэкмор и Гиллан появлялись позже раздельно, то есть при полном отсутствии всех своих коллег, только чтобы записать свои собственные «инструменты». При этом конечный результат первым всегда видел Гиллан, который работал над записью последним и мог придумывать любые тексты, которые ему в голову приходили, не советуясь с остальными.

На аудио: Deep Purple "First Day Jam" - первая композиция, записанная на студии под Франкфуртом, являет собой джем Лорда, Пейса и Блэкмора на бас-гитаре

В августе 1972-го группа убыла на гастроли в Японию, потом побывала в Америке и Франции, заработав огромную кучу денег. После этого, уже в октябре 1972-го, они собрались на студии под Франкфуртом (Германия), где первым делом записали появившийся только гораздо позже на ремастере 2000 года джем «First Day Jam», обошедшийся без Гловера, который застрял в тот день в пробке. На басу сыграл Блэкмор, и этот джем представляет собой джаз-рок композицию с солированием Джона Лорда. Интересная вещица, но это даже не заготовка, а просто 11-минутная разминка перед сочинением костяка альбома.

Deep Purple «Who Do We Think We Are», внутренний разворот альбома
Deep Purple «Who Do We Think We Are», внутренний разворот альбома

Короче, к концу октября на этой студии музыканты вымучали еще 6 песен, которые хоть и хороши каждая по отдельности, но прорывного альбома из них не получилось. Блэкмор постарался переложить основные сольные партии на Лорда, уделив только некоторое внимание гитарным риффам. Как результат – его несколько вымученные соло можно услышать только на 2,5 композициях + на ремастированном варианте «Woman from Tokyo», а на одной песне «Our Lady» вообще никаких соло нет – ни гитарных, ни органных. Создавалось впечатление, что гитаристу вообще было наплевать на то, каким получится альбом, потому что даже риффы его тоже не были такими гениальными, как прежде.

Deep Purple «Who Do We Think We Are», вкладка и задняя часть конверта
Deep Purple «Who Do We Think We Are», вкладка и задняя часть конверта

Название альбома придумал Иэн Пейс, взяв за основу фразу из письма одного фаната группы. Дело в том, что до этого все музыканты на волне популярности допускали неприличные высказывания о своей гениальности. Например, Блэкмор заявил как-то, что он «задвинет» любого другого гитариста, Пейс грозил «сделать» любого другого барабанщика, а Лорд хвастался, что без его органа не получилось бы никаких «Deep Purple». Вот фанат и спрашивал в письме у Пейса – «Кем вы себя возомнили?».

На аудио: один из вариантов "Rat Bat Blue", где при записи Блэкмор намеревался присовокупить к ней соло на гитаре в виде интро

В общем, альбом этот после появления на прилавках в январе 1973 года очень сильно «просел» в продажах, хотя и не так сильно, чтобы не принести своим создателям новые миллионы. Однако миллионов этих все же оказалось меньше, чем от продажи многих предыдущих альбомов, и можно даже сказать, что именно эти альбомы его и спасли от финансового краха. В то время как «Machine Head» в США был продан тиражом в 2 миллиона, «Who Do We Think We Are» достиг планки всего в 500 тысяч. Соответственно позиции в американских чартах просели вдвое (7 и 15 соответственно), а в английских – вчетверо (1 и 4 соответственно).

Deep Purple во время своего последнего мирового тура с "золотым" составом Mk II. Нью-Йорк, 30 мая 1973 года
Deep Purple во время своего последнего мирового тура с "золотым" составом Mk II. Нью-Йорк, 30 мая 1973 года

Однако не будем о плохом, а будем о хорошем. Для настоящего фаната DP нет разницы между «Who Do We Think We Are» и любым другим альбомом группы. Нет такой разницы и для меня, просто альбом получился совершенно другой, а так песни хороши, и записаны прекрасно, хоть Блэкмор, конечно же, мог бы постараться гораздо лучше.

У меня есть интересный материал, как записывалась каждая песня для этого альбома, и информация о том, что об этих песнях думали сами музыканты тогда, и как изменилось их мнение сегодня. К сожалению, этот материал в рамки данной публикации просто не влезет по объему, поэтому я его опубликую в одной из следующих своих рукописей.

И ЕЩЕ КОЕ-ЧТО О РОК-МУЗЫКЕ НА МОЁМ КАНАЛЕ:

Два диска «Deep Purple» состава Mark II 1969-73, заполненных сингловыми и не публиковавшимися ранее песнями

Пять лучших альбомов «Deep Purple», а все остальное – обычный «солнечный мусор»

Deep Purple In Rock – настоящий рок-шедевр столетия. Благодаря каким событиям в группе он появился?

Как записывался последний шедевр Deep Purple «Stormbringer». Некоторые факты

Как записывался альбом Deep Purple «Come Taste the Band» в 1975 году. Некоторые факты