Найти тему
Александр Асов и К°

Сказание о кавказских русах и Стене Александра Македонского

Александр Македонский. Русский лубок
Александр Македонский. Русский лубок

Александр Македонский (356 — 323 гг. до н.э.) — величайший полководец всех времён. Став царём в 20 лет и затем объявив войну Персидскому царству, он менее чем за 10 лет сокрушил его и основал греко-македонскую империю, раски­нув­шуюся от Греции и Ма­кедонии до Египта и Индии.

Завоевания Александра Македон­ского столь потрясли Древний мир, что после сложился це­лый мир легенд, ска­за­ний, сказок об этом полководце. И многие из этих легенд связывают его имя с русами.

Современные македонцы, славянский народ, проживающий на Балканах и севере Греции, почитают древних македонцев сво­ими предками. Также они утверждают, что Алек­сандр Ма­кедонский был славянским князем. Те же сведения мы находим в болг­аро-по­макской (ма­ке­донской) «Веде славян».

По греческой традиции, первопредком царского рода Александра Македонского был Геракл. А славянская и скифская традиции говорят, что Геракл — суть сла­вянский князь Зорян (иранский Заль-Зер), родович славяно-скифских царских родов. Его могилу помещают на Кавказе в Кияре Антском близ горы Прометея. Александр Македонский повторял подвиги своего предка, и потому он пришёл на Кавказ.

Александр Македонский. Рязанская находка.
Александр Македонский. Рязанская находка.

На Востоке Александра Македонского прозвали Искандер Зулькарнайн, то есть Искандер Дву­рогий. Он носил как ук­ра­шение рога бога Амона, египетского Зевса, ибо многие почитали его сыном сего бога, подобным Гераклу. К тому же это прозвище было созвучно имени Заля (пер­сидского Геракла), за воплощение сего героя его и чтили.

Иранский эпос, обработанный поэтом Фирдоуси (X век) в его поэме «Шах-наме» («Книге царей»), также знает о деяниях Александра Македонского (Искандера). Согласно этой поэме, отец Искандера по­корил греков, вступив в союз с русами (см. т. IV, ст. 11570). Потом на трон отца всту­пил Искандер, который именовал себя «сыном птицы Хомай», то есть сыном Гамаюна. Именно так именуют в эпосе и героя Заля.

Узбекский поэт Низамаддин Мир Алишер Навои (1441 — 1501) развил эту тему, опираясь не только на предания, но и на труды известных ему исто­ри­ков. В поэме «Стена Искан­дера» он описал, как Искандер после покорения греков «в тру­дах походных не ослаб, прошёл чрез Скасин и Сакалаб», то есть через страну саков и сла­вян; затем Искандер «про­шёл сто­роною Ос и Рус и с ними друж­бы заключил союз», то есть прошёл страну осетин и русов; и далее «гурдджев и чаркасов посетил, гурджев и чаркасов покорил», то есть по­корил гру­зин и чаркасов.

Этот путь показывает, как Александр Македонский шёл от Средней Азии к Северному Кавказу, а потом и в Закавказье. И причём завоевания он совершал в союзе с русами:

А русов он на правое крыло
Поставил, сотня тысяч их число —
Суровых, ярых, как небесный конь,
В бою неукротимых, как огонь.
Весь их доспех — лишь копья да щиты,
Они как совы в море темноты.
Плащ красной шерсти — воина броня,
Черпак багряный на спине коня.
Шлем руса сходен с чашею стальной,
На шлеме перья иволги лесной.
Согласным — дружбы он несёт звезду,
А несогласным — гибель и беду...

Другое описание кавказских походов Ис­кандера можно найти у великого азербай­д­ж­ан­ского поэта Низа­ми Гянджеви (XIII век) в поэме «Искан­дер-наме». В от­личие от Фир­до­уси и Навои этот поэт говорит не о союзе, а о битвах Искандера с русами. Согласно Низами, Искандер после по­ходов в Грецию (Рум) и Персию (Иран), воевал на Кавказе, близ Абха­зии, с русами.

Владыка!
В Абхазии полчища русов...
Стало ведомо русам,
Воинственным, смелым,
Что пришёл румский царь
К их обширным пределам...

Этих самых известных истории кавказских русов Низами красочно описы­вает, когда речь заходит об их столкновениях с ратями Искандера.

Посреди встали русы; сурова их дума:
Им, как видно, не любо владычество Рума!..
И от выкриков русов, от криков погони,
Заартачились, вздыбились румские кони...
Мощный выехал рус: чьё стерпел бы он иго?!
Щёки руса — бакан, очи руса — индиго.

Согласно восточным сказаниям, заво­евание Кавказа Александром Македонским было рав­но­силь­но завоеванию мира, и тогда полководец озаботился тем, чтобы жить и править вечно. Он прослышал об источнике с живой водой, хранящемся в «стране мра­ка». Через месяц с помощью проводников Искан­дер добрался до широкого моря, где сгущалась тьма, потом долго шёл во мраке, пока не забрезжил свет. И там была святая гора, на которой гнез­дились волшебные птицы. Они заговорили с Искандером, и зелёная птица пригласила его взойти на гору, где он «оставит радость, а слёзы прольёт».

Искандер взошёл на гору и встретил там Исрафила (он же библейский архангел Рафаил, ведический Семаргл-Прометей). Архангел убедил Искандера, что бессмертие человек может обрести лишь в бла­городных делах. По другим преданиям, Искандер взял с собой сосуд с живой водой, но так и не ре­шился её пить, придя к мысли, что телесное бессмертие —суть не награда, а наказание, ибо лишает бессмертия духов­ного.

И это сказание мы вправе отнести к Кавказу, и более того — к Священной области Приэльбрусья, где есть и Навь — «страна мрака», за коей есть и Ирийское поле (плато Ирахит) и где есть источники, славные своей целебной силой.

Справа — греческая монета с ликом Александра. Слева — маска Александра Македонского (возможно, единственный оригинал Лисиппа), найденный в окрестностях Пятигорска, и до недавнего времени выставляемый там в краеведческом музее.
Справа — греческая монета с ликом Александра. Слева — маска Александра Македонского (возможно, единственный оригинал Лисиппа), найденный в окрестностях Пятигорска, и до недавнего времени выставляемый там в краеведческом музее.

По преданиям, после покорения Кавказа Александр Македонский в одном из ущелий по­строил так называемую Стену Александра. Сотни сказаний, записанных в разные века на ог­ром­­ном про­странстве Азии, у разных народов, сохранили память именно об этом его деянии, о стро­ительстве Стены Алек­сандра, о покорении им Кавказа. Зачастую в этих сказаниях уже ут­рачена память о нём как об иноземном завоевателе, утра­чена память о всех его подвигах и походах, и един­ственное что сохранила народная традиция — это поход на Кавказ и стро­ительство Ве­ликой Стены.

Упоминают об этой Стене и историки со времён античных и до позднего Средневековья. Но на­и­большую славу на Востоке она получила после того, как пророк Мухаммед (VII в. н.э.) рас­сказ о ней поместил в Коране.

Согласно Корану, Александр Ма­кедонский (Искандер Зуль­­карнайн) был праведным царём, истинным му­сульма­нином, всегда следовавшим воле Аллаха.

Сура 18 (Пещера)

92. А когда он достиг ущелья между двумя горами, тогда нашёл народ, который едва мог понимать речь.
93. Они сказали: «О Зуль­карнайн, ведь яджудж и маджудж рас­про­страняют нечестие на земле. Не установить ли нам подать для тебя, чтобы ты оградил нас от них стеною?»
94. И он сказал: «То, в чём укрепил нас Аллах, лучше любой подати. Помогите же мне силой, и я построю между вами и ими стену. Принесите мне куски железа».
95. И затем он разбил скалы и построил стену в ущелье между двумя склонами. И ска­зал: «Раздувайте огонь!» И когда железо раз­мягчилось огнём, он сказал: «Несите камни и выливайте на них расплавленный металл!»

После сего в Ко­ра­не даны картины по­след­них времён — тру­­­бы ангелов, геен­на огненная, нашест­вие народа яджудж и маджудж, нака­зание вероот­ступ­ников. Все эти бед­ствия насту­пят после падения Вели­кой стены.

Величайшие во­сточ­­ные поэты, мы­с­лители работали над этой темой. Одно пе­речисление их про­­­из­ведений заняло бы много страниц. Наи­более же кра­сочное описание дано в поэ­ме, которая так и называется «Стена Искан­дера», великого узбекского поэта Навои, где дано описание ужасных чудовищ яджудж и маджудж.

И, чтобы исполнить волю Аллаха и ог­радить мир от сих чудовищ, Искандер повелел строить Великую стену. И возводил её полгода (если сопоставить эти сведения с историей, то строительство стены при­хо­дится где-то на 328 год до н.э.).

Пятьсот локтей — вот ширина стены,
И тысяч за десять длина стены.
Десятки каменщиков там
Повиновались мастерам.
Полгода ночи напролёт и дни —
Без отдыха работали они.
И наконец твердыню возвели —
Скажи, восьмое чудо всей земли.

Все эти описания, восходящие прежде всего к Корану, можно сопоставить и со священной славяно-ведической тра­ди­цией.

Местность, где «закатывается солнце», согласно «Велесовой книге», — это устье Дона в Чёрном море. В самом деле, в текстах дощечек, где говорится о переселениях родов славян, можно найти: «Мы... по­шли к Дону, и... увидели на юге Гот­ское (Чёрное) море... И так род славян притёк в земли, где Солнце спит в ночи...»(Род IV, 3: 2–3). И по античной традиции, царство бога Солнца Гелиоса и его сына царя Колхиды Ээта, также размещалось здесь.

«Источники, исторгающие зловоние», упоминаемые в Коране, очевидно, являются грязевыми вулканами и сероводородными источниками Тамани. С древности эта местность почиталась, как «страна мрака», и даже «Аид» или «Пекло». А к востоку от неё — Священная область, Приэльбрусье, где и возвёл Искандер Зулькарнайн свою Великую Стену. И в этой же местности впервые стали выплавлять железо, со­гласно ан­тичной традиции. Потому имен­но здесь и при­менили железо для укреп­ления сей стены.

Согласно «Дербенд-наме», остатки этой стены были раскопаны Кубад-шахом в начале VI века, при строительстве крепости Дербенд: «Наткнулись на древнюю каменную стену, которая начиналась в Хазарском (Каспийском) море и тянулась затем до Чёрного моря».

Врата Александра, — так они называются также на карте Фердинанда, — а здесь на карте Мюнстера, рядом с надписью "Черкасы", и выше Албании.
Врата Александра, — так они называются также на карте Фердинанда, — а здесь на карте Мюнстера, рядом с надписью "Черкасы", и выше Албании.

Есть и ещё остатки той стены в Абхазии, это тянущаяся на 120 километров в горах, т.н. Келасурская стена. И если бы у нас к ней отнеслись также, как китайцы к своей Стене, то есть отреставрировали (и отстроили), то она была бы не менее известна.

Последние времена, которые должны наступить после падения сей Стены и нашествия вар­вар­ских народов, в «Велесова книга» (Троян III, 3:2) — это «время, когда завращаются Сварожьи Колёса», наступившее после нашествия гуннов. Народы яджудж и маджудж, упоминаемые Кораном, соответствуют библейским на­родам гогу и магогу, а также дивьим людям славянских легенд. И между про­чим, в Европе их отождествляли как с гун­нами, так и со скифами, а потом и с та­та­рами да и со славянами.

А в славянских легендах Александр Ма­кедонский встал на место самого бога Сварога, запеча­тав­шего в древние времена «дивьих людей» в горах Урала (или на Кавказе). Очевидно, именно эта из­на­чаль­ная ведическая легенда послужила причи­ной столь широкой известности сказания о Стене Александра, и особенно в странах Востока.

Заказать книги Александра Асова можно через интернет в Читай-городе (смотри здесь по ссылке). Отдельно там же Велесову книгу и Веды Руси