Найти тему

Возрастные аспекты депрессий. Часть 2. Депрессия у детей.

Проблема аффективной патологии у детей в настоящее время не менее актуальна, чем у больных зрелого возраста. Это свя­зано, главным образом, с относительным учащением аффективных (преимущественно депрессивных) форм патологического реагирова­ния в детском возрасте, что обусловливает необходимость углуб­ленного изучения данного вопроса в различных аспектах (клинико-психопатологическом, клинико-психологическом, клинико-эпидемио-логическом, лечебно-реабилитационном и т. д.).

Возрастной патоморфоз депрессивных расстройств выражен неравномерно на различных возрастных этапах. Так, у детей ран­него и дошкольного возраста собственно аффективный компонент депрессии представлен крайне рудиментарно, в стертых, атипичных формах, в то время как значительно больший удельный вес занимают соматовегетативные и двигательные нарушения (соматовегетативный и психомоторный уровни патологического реаги­рования по В. В. Ковалеву, 1979). Соматовегетативные расстройст­ва чаще всего проявляются нарушениями ритма сна и бодрство­вания, снижением аппетита, энурезом, эннопрезом; двигательные— чередованием состояния вялости, двигательной заторможенности с двигательным беспокойством, плаксивостью. При обострениях состояния соматовегетативные проявления нередко напоминают, так называемые, “диэнцефальные кризы”. Собственно аффективный компо­нент депрессии в дошкольном возрасте проявляется в “покорно-страдальческом” выражении лица, “старческой” осанке. Аффект тоски выражен слабо, значительно чаще преобладает дистимический оттенок настроения с заметным астеническим компонентом. Иногда у детей дошкольного возраста преобладает дисфорический оттенок настроения с капризностью, повышенной конфликтностью.

Изображение взято с сайта https://pixabay.com
Изображение взято с сайта https://pixabay.com

Депрессивные состояния у детей младшего школьного возраста наблюдаются относительно чаще, однако возрастная атипичность и в этом возрасте выражена в достаточно резкой степени. В струк­туре депрессивного синдрома преобладает вялость, адинамия, аф­фект тоски встречается редко и в рудиментарных формах.

Нередко наблюдаются ипохондрические включения (сенестопатические проявления преимущественно алгического характера, ипо­хондрические фобии). При глубоких затяжных депрессиях на данном возрастном этапе иногда развивается, так называемое, “регрессивное поведение”, характеризующееся возобновлением патологических привычек, свойственных более младшему возрасту (упорное соса­ние пальцев, кусание ногтей и т. п.).

Становление депрессивного синдрома, включающего классиче­скую триаду депрессивных признаков, наблюдается, как правило, лишь начиная с препубертатного возраста. Формирование тоскли­вого аффекта на этом возрастном этапе нередко сопровождается появлением своеобразного чувства малоценности, являющегося прообразом депрессивных идей самообвинения и самоуничижения. Тем не менее и в этом возрастном периоде в структуре депрессии отчетливо выступают признаки, присущие предшествующим уров­ням патологического реагирования (соматовегетативному, психо­моторному), что лежит в основе выраженной атипии депрессивных состояний у детей препубертатного возраста.

Частота формирования и структура депрессивных состояний у подростков значительно приближается к проявлениям депрессии у больных зрелого возраста. В этом возрастном периоде завер­шается формирование всех структурных компонентов депрессии, однако проявления идеаторной заторможенности у подростков от­носительно редко достигают степени, характерной для взрослых больных. Довольно часто в структуре депрессии в пубертатном возрасте развиваются состояния деперсонализации — дереализации, появляются симптомы “болезненного психического бесчувст­вия”.

Возрастная специфика депрессивных состояний в пубертатном возрасте прежде проявляется в относительной частоте (возраст­ной предпочтительности) ипохондрических расстройств (сенестопатических, фобических, сверхценных), а также дисморфофобических (дисморфоманических) проявлений. Ипохондрическая симпто­матика у подростков нередко сочетается с яркими и массивными диэнцефально-вегетативными расстройствами, приобретающими характер “пубертатных диэнцефальных кризов”.

Возрастная атипия депрессивных расстройств в детском и под­ростковом возрасте проявляется особенно ярко в тех случаях, ког­да она выступает в форме, так называемых, психопатоподобных “масок” или психопатоподобных эквивалентов депрессии.

Изображение взято с сайта https://pixabay.com
Изображение взято с сайта https://pixabay.com

Относительную частоту психопатоподобных эквивалентов де­прессии на ранних возрастных этапах можно объяснить тем об­стоятельством, что патологические формы девиантного поведения относятся к расстройствам, предпочтительным для детского и, осо­бенно, подросткового возраста. Возрастными закономерностями может быть также объяснен и тот факт, что “психопатоподобные маски” депрессии у подростков встречаются относительно чаще, чем соматизированные формы депрессии (“соматические маски”), в то время как у больных зрелого и пожилого возраста наблю­даются обратные взаимоотношения.

Психопатоподобные эквиваленты депрессии формируются, как правило, в препубертатном или пубертатном возрасте. Расстройст­ва, относимые к эквивалентам депрессии, проявляются в форме широкого спектра поведенческих расстройств: повышенной аф­фективной возбудимости, психической неустойчивости, агрессив­ности, отказа от учебы, прогулов, уходов из дома и стремлении к бродяжничеству, в отдельных наблюдениях — ранней алкоголиза­ции. Среди большого разнообразия поведенческих расстройств, относимых к психопатоподобным эквивалентам депрессии, чаще всего встречаются следующие типологические варианты: 1) экспло­зивно-агрессивный тип; 2) нарушения поведения по типу реакций протеста; 3) нарушения поведения по типу реакций отказа; 4) по типу реакций группирования.

По материалам исследований О. П. ВЕРТОГРАДОВОЙ Н. Ф. ШАХМАТОВА, О. Д. СОСЮКАЛО.