Проблема аффективной патологии у детей в настоящее время не менее актуальна, чем у больных зрелого возраста. Это связано, главным образом, с относительным учащением аффективных (преимущественно депрессивных) форм патологического реагирования в детском возрасте, что обусловливает необходимость углубленного изучения данного вопроса в различных аспектах (клинико-психопатологическом, клинико-психологическом, клинико-эпидемио-логическом, лечебно-реабилитационном и т. д.).
Возрастной патоморфоз депрессивных расстройств выражен неравномерно на различных возрастных этапах. Так, у детей раннего и дошкольного возраста собственно аффективный компонент депрессии представлен крайне рудиментарно, в стертых, атипичных формах, в то время как значительно больший удельный вес занимают соматовегетативные и двигательные нарушения (соматовегетативный и психомоторный уровни патологического реагирования по В. В. Ковалеву, 1979). Соматовегетативные расстройства чаще всего проявляются нарушениями ритма сна и бодрствования, снижением аппетита, энурезом, эннопрезом; двигательные— чередованием состояния вялости, двигательной заторможенности с двигательным беспокойством, плаксивостью. При обострениях состояния соматовегетативные проявления нередко напоминают, так называемые, “диэнцефальные кризы”. Собственно аффективный компонент депрессии в дошкольном возрасте проявляется в “покорно-страдальческом” выражении лица, “старческой” осанке. Аффект тоски выражен слабо, значительно чаще преобладает дистимический оттенок настроения с заметным астеническим компонентом. Иногда у детей дошкольного возраста преобладает дисфорический оттенок настроения с капризностью, повышенной конфликтностью.
Депрессивные состояния у детей младшего школьного возраста наблюдаются относительно чаще, однако возрастная атипичность и в этом возрасте выражена в достаточно резкой степени. В структуре депрессивного синдрома преобладает вялость, адинамия, аффект тоски встречается редко и в рудиментарных формах.
Нередко наблюдаются ипохондрические включения (сенестопатические проявления преимущественно алгического характера, ипохондрические фобии). При глубоких затяжных депрессиях на данном возрастном этапе иногда развивается, так называемое, “регрессивное поведение”, характеризующееся возобновлением патологических привычек, свойственных более младшему возрасту (упорное сосание пальцев, кусание ногтей и т. п.).
Становление депрессивного синдрома, включающего классическую триаду депрессивных признаков, наблюдается, как правило, лишь начиная с препубертатного возраста. Формирование тоскливого аффекта на этом возрастном этапе нередко сопровождается появлением своеобразного чувства малоценности, являющегося прообразом депрессивных идей самообвинения и самоуничижения. Тем не менее и в этом возрастном периоде в структуре депрессии отчетливо выступают признаки, присущие предшествующим уровням патологического реагирования (соматовегетативному, психомоторному), что лежит в основе выраженной атипии депрессивных состояний у детей препубертатного возраста.
Частота формирования и структура депрессивных состояний у подростков значительно приближается к проявлениям депрессии у больных зрелого возраста. В этом возрастном периоде завершается формирование всех структурных компонентов депрессии, однако проявления идеаторной заторможенности у подростков относительно редко достигают степени, характерной для взрослых больных. Довольно часто в структуре депрессии в пубертатном возрасте развиваются состояния деперсонализации — дереализации, появляются симптомы “болезненного психического бесчувствия”.
Возрастная специфика депрессивных состояний в пубертатном возрасте прежде проявляется в относительной частоте (возрастной предпочтительности) ипохондрических расстройств (сенестопатических, фобических, сверхценных), а также дисморфофобических (дисморфоманических) проявлений. Ипохондрическая симптоматика у подростков нередко сочетается с яркими и массивными диэнцефально-вегетативными расстройствами, приобретающими характер “пубертатных диэнцефальных кризов”.
Возрастная атипия депрессивных расстройств в детском и подростковом возрасте проявляется особенно ярко в тех случаях, когда она выступает в форме, так называемых, психопатоподобных “масок” или психопатоподобных эквивалентов депрессии.
Относительную частоту психопатоподобных эквивалентов депрессии на ранних возрастных этапах можно объяснить тем обстоятельством, что патологические формы девиантного поведения относятся к расстройствам, предпочтительным для детского и, особенно, подросткового возраста. Возрастными закономерностями может быть также объяснен и тот факт, что “психопатоподобные маски” депрессии у подростков встречаются относительно чаще, чем соматизированные формы депрессии (“соматические маски”), в то время как у больных зрелого и пожилого возраста наблюдаются обратные взаимоотношения.
Психопатоподобные эквиваленты депрессии формируются, как правило, в препубертатном или пубертатном возрасте. Расстройства, относимые к эквивалентам депрессии, проявляются в форме широкого спектра поведенческих расстройств: повышенной аффективной возбудимости, психической неустойчивости, агрессивности, отказа от учебы, прогулов, уходов из дома и стремлении к бродяжничеству, в отдельных наблюдениях — ранней алкоголизации. Среди большого разнообразия поведенческих расстройств, относимых к психопатоподобным эквивалентам депрессии, чаще всего встречаются следующие типологические варианты: 1) эксплозивно-агрессивный тип; 2) нарушения поведения по типу реакций протеста; 3) нарушения поведения по типу реакций отказа; 4) по типу реакций группирования.
По материалам исследований О. П. ВЕРТОГРАДОВОЙ Н. Ф. ШАХМАТОВА, О. Д. СОСЮКАЛО.