Найти тему

СОЧИНЕНИЕ В ДИСТАНЦИОННОМ ФОРМАТЕ, или "Если б не было войны"



Эта  почти реальная история произошла совсем недавно. На дистанционном  обучении. И грустно, и смешно, и потому невозможно не рассказать об  этом...

Отгремел  День Победы. Отшумели праздничные салюты. Поздравлены все, кто более  или мене причастен был к торжествам по случаю. А Анна Павловна решила  задать ученикам сочинение. И не простое. Это было, так сказать,  сочинение на тему «Если б не было войны». А навеяно оно было книгой  А.Каплера «Двое из двадцати миллионов». О судьбе несостоявшейся. О  несложившемся молодом счастье. О безвинной гибели двух молодых узников  Аджимушкайских каменоломен, что находится в Керчи.Саму  Анну Павловну, как женщину сентиментальную, глубоко потрясла эта  история. Во-первых, потому, что прочитана она была ею самою относительно  недавно. Во-вторых, ей посчастливилось-таки побывать в этих самых  каменоломнях и ощутить на себе в музее павших этот самый мрак и  беспросветность, эту прохладу и ужас, который, как ей казалось, окутывал  вынужденных узников.И,  как учитель-словесник, она сама свято верила, что эти самые чувства  смогут-таки прочувствовать и ее ученики. А что? Им примерно по столько  же лет. 17-18…. Они добрые и чистые души. Они все-все понимают… Должны  понять. Иначе и быть не может.И вот день сдачи сочинений.
Первое сочинение растрогало Анну Павловну до слез. «Ах, если б не было войны», - начиналось оно.
- Сколько горести и боли может выдержать человек? – как бы спрашивала сама себя лучшая ученица в классе.
Далее что-то шло по Библии. О том, что «Бог даёт человеку ровно столько испытаний, сколько он может вынести».
И рассказывалось о женщине, у которой война забрала детство, как написала автор, ее прабабушки.Мысленно  согласившись с мыслью, промелькнувшей в сочинении, что «война не просто  вписана в историю страны, но и является отдельной страницей в летописи  каждой семьи» и что «практически каждая семья имеет связь с этой  войной», Анна Павловна горестно вздохнула.
Примерно то же самое было и  в ее семье. Вспомнилась ей бабушка, которая тоже была подростком в годы  войны. Вспомнился ее старший брат, участник войны. Вспомнились все  страшные истории, о которых много и долго рассказывали ей участники  войны во время ее визитов к ним в годы работы в газете.Действительно,  это был особый тип людей, который не сломить. Это люди, которые умели  жить и радовались жизни. Умели бережливо относиться ко всему.
Она  сидела и плакала, и думала о всех, кому так не повезло. У кого не  сложилось. С кем не сбылось. Под каждым предложением из сочинения Анна  Павловна подписывалась молча.Задумчиво  поставив пятерку в сочинении, Анна Павловна перешла к другому . Это  было сочинение старосты класса. «Ах, если б не было войны», - с этих  слов начиналось сочинение. И дальше слово в слово «автор» писала о своей  прабабушке, о трудностях военного детства, о горечи потерь и вкусе  гнилой картошки. Яростно кинула Анна Павловна мышку и написала гневный  отзыв обеим ученицам.Немного успокоившись, она принялась читать еще одно сочинение…
И снова побежали перед ее глазами строки:
«АХ, если б не было войны»
«Сколько горести и боли может выдержать человек?»
«Бог даёт человеку ровно столько испытаний, сколько он может вынести» ну и так далее и тому подобное…
Было уже за 12 часов.
Всего в классе оказалось добрая половина учениц, судьба прабабушек которых совпадала самым наичудеснейшим образом.
Читая  пятнадцатое сочинение, Анна Павловна с легкостью предугадывала все  перепитии судьбы легендарной прабабушки, которую свято любят и помнят  лучшие ученики класса.И  уже засыпая, Анна Павловна повторяла про себя строки из легендарного  сочинения: «Можно много говорить о детях войны, об их детстве, которого  не было. Но я думаю, что и этого будет достаточно, чтобы показать, что  память о Великой Отечественной войне будет жить. Наши потомки тоже будут  помнить и подвиг солдат, и трудовой героизм тех, кто оставался в тылу. А  также о тех маленьких детях, кто нес на своих плечах непосильную ношу  военных лет».
Эта почти реальная история произошла совсем недавно. На дистанционном обучении. И грустно, и смешно, и потому невозможно не рассказать об этом... Отгремел День Победы. Отшумели праздничные салюты. Поздравлены все, кто более или мене причастен был к торжествам по случаю. А Анна Павловна решила задать ученикам сочинение. И не простое. Это было, так сказать, сочинение на тему «Если б не было войны». А навеяно оно было книгой А.Каплера «Двое из двадцати миллионов». О судьбе несостоявшейся. О несложившемся молодом счастье. О безвинной гибели двух молодых узников Аджимушкайских каменоломен, что находится в Керчи.Саму Анну Павловну, как женщину сентиментальную, глубоко потрясла эта история. Во-первых, потому, что прочитана она была ею самою относительно недавно. Во-вторых, ей посчастливилось-таки побывать в этих самых каменоломнях и ощутить на себе в музее павших этот самый мрак и беспросветность, эту прохладу и ужас, который, как ей казалось, окутывал вынужденных узников.И, как учитель-словесник, она сама свято верила, что эти самые чувства смогут-таки прочувствовать и ее ученики. А что? Им примерно по столько же лет. 17-18…. Они добрые и чистые души. Они все-все понимают… Должны понять. Иначе и быть не может.И вот день сдачи сочинений. Первое сочинение растрогало Анну Павловну до слез. «Ах, если б не было войны», - начиналось оно. - Сколько горести и боли может выдержать человек? – как бы спрашивала сама себя лучшая ученица в классе. Далее что-то шло по Библии. О том, что «Бог даёт человеку ровно столько испытаний, сколько он может вынести». И рассказывалось о женщине, у которой война забрала детство, как написала автор, ее прабабушки.Мысленно согласившись с мыслью, промелькнувшей в сочинении, что «война не просто вписана в историю страны, но и является отдельной страницей в летописи каждой семьи» и что «практически каждая семья имеет связь с этой войной», Анна Павловна горестно вздохнула. Примерно то же самое было и в ее семье. Вспомнилась ей бабушка, которая тоже была подростком в годы войны. Вспомнился ее старший брат, участник войны. Вспомнились все страшные истории, о которых много и долго рассказывали ей участники войны во время ее визитов к ним в годы работы в газете.Действительно, это был особый тип людей, который не сломить. Это люди, которые умели жить и радовались жизни. Умели бережливо относиться ко всему. Она сидела и плакала, и думала о всех, кому так не повезло. У кого не сложилось. С кем не сбылось. Под каждым предложением из сочинения Анна Павловна подписывалась молча.Задумчиво поставив пятерку в сочинении, Анна Павловна перешла к другому . Это было сочинение старосты класса. «Ах, если б не было войны», - с этих слов начиналось сочинение. И дальше слово в слово «автор» писала о своей прабабушке, о трудностях военного детства, о горечи потерь и вкусе гнилой картошки. Яростно кинула Анна Павловна мышку и написала гневный отзыв обеим ученицам.Немного успокоившись, она принялась читать еще одно сочинение… И снова побежали перед ее глазами строки: «АХ, если б не было войны» «Сколько горести и боли может выдержать человек?» «Бог даёт человеку ровно столько испытаний, сколько он может вынести» ну и так далее и тому подобное… Было уже за 12 часов. Всего в классе оказалось добрая половина учениц, судьба прабабушек которых совпадала самым наичудеснейшим образом. Читая пятнадцатое сочинение, Анна Павловна с легкостью предугадывала все перепитии судьбы легендарной прабабушки, которую свято любят и помнят лучшие ученики класса.И уже засыпая, Анна Павловна повторяла про себя строки из легендарного сочинения: «Можно много говорить о детях войны, об их детстве, которого не было. Но я думаю, что и этого будет достаточно, чтобы показать, что память о Великой Отечественной войне будет жить. Наши потомки тоже будут помнить и подвиг солдат, и трудовой героизм тех, кто оставался в тылу. А также о тех маленьких детях, кто нес на своих плечах непосильную ношу военных лет».