Российский рынок новых автомобилей в 2010 и в 2020 — две разные вещи. Я решил окунуться в историю и посмотреть как менялся рынок новых автомобилей в России за прошедшее десятилетие и вот, что выяснил.
Главные факты о российском авторынке за 10 лет
- Рынок сократился примерно на 50% (если сравнивать с пиком 2012).
- Как минимум пять брендов ушли из России.
- Прекращено производство «вазовской классики», «семейства Самара» и «Приора».
- Цена на автомобили выросли на 50-70%. Подробная статья об автоинфляции.
- В российских городах миллионниках заработали программы по сдерживанию автомобильного трафика. А революция на рынке такси и появление каршеринга подогрели спрос на машины за счет пополнения флит-парков.
- По итогам 2019 года Mercedes-Benz и BMW попали в десятку самых продающихся брендов российского авторынка.
Относительно рекорда 2012 рынок упал в два раза
Рекордный год по объему продаж новых автомобилей в России — 2012. Тогда в России купили почти три миллиона новых машин (2 935 000 шт). По прогнозам комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) 2020 год закроется с значением в 1 339 000 шт.
Глядя на цифры возможно динамика не выглядит не столь впечатляющей. А вот если посмотреть на график... По сути, если анализировать историю за десять лет, то 2020 год практически дотронулся до дна российского рынка в 2016. Если же сравнивать прогноз на 2020 с рекордными итогами 2012-го, то падение составило больше 50%! А вообще из года в год авторынок ходил в диапазоне +-30%.
За десять лет с рынка ушли пять автобрендов
Chevrolet
В 2010 году самым успешным брендом в России стал Chevrolet с результатом в 116 тысяч проданных автомобилей. Бренд сохранил лидирующие позиции среди иномарок и в 2011 и 2012.
К 2013-му году Chevrolet сместился на пятое место, пропустив вперед Renault, Kia и Hyundai. В 2014-м бренд упал до восьмой строчки. В 2015-м GM объявил об уходе из России, продав за весь год меньше 50 тысяч машин, против 205 тысяч в 2015.
Opel
Вместе с «Шевроле» из России собрал чемоданы и Opel. Правда в отличие от американского бренда Opel никогда не пробивался в ТОП-10 по объему продаж в рамках бренда и никогда не входил в список самых востребованных моделей в России с каким-то из своих продуктов. Тем не менее, Opel на российском рынке был, и предлагал покупателям вполне современные и технологичные модели (Astra J, Insignia), а чтобы не терять более консервативных и экономных покупателей — сохранял в модельней линейке и предшествующие поколения.
Ford
В марте 2019 по следам General Motors выехал Ford, свернувший производство и продажи легковой линейки в России и закрывший два завода из трех. По данным инсайдеров индустрии на 2018 год степень загрузки трех заводов Форда в России составляла всего 16%. При таких показатель каждый день работы оборачивался убытком.
Acura
В апреле 2016 свернуты поставки автомобилей Acura. В отличие от вышеперечисленных брендов уход Акуры из России не был громким. Официальная дилерская сеть покрывала только Москву, Санкт-Петербург и парочку других городов, а модельный ряд насчитывал 2,5 модели. Половинка — это среднеразмерный кроссовер RDX с «налоговым»
мотором, продажи которого свернули практически сразу после запуска. Сам запуск люксового подразделения «Хонды» в России состоялся в 2014. Примечательно, что Acura хотела придти в Россию на рубеже 2008-го года, но испугалась тогдашнего экономического кризиса. Возможно, если бы топ-менеджмент решился бы на визит в Россию в 2008, то Acura смогла бы сильнее закрепиться в России, поймав растущий тренд рынка с 2010 по 2012 годы.
Honda
Впрочем, потенциальный успех «Акуры» при старте в 2008 — только предположение. Думать об этом заставляет судьба материнской компании Honda в России. Разговоры о сворачивании бизнеса в России начались в 2015. Но официальная позиция Honda тогда звучала, как реструктуризация. Планировалось, что дилеры бренда останутся и будут не только проводить техническое обслуживание, но и поставлять предоплаченные клиентам автомобили, заказанные напрямую с заводов. На практике же бизнес Honda в России к 2020 году утух окончательно.
АвтоВАЗ свернул производство старых моделей
Если в начале десятилетия самой продаваемой новой машиной России была вазовская «Семерка», то во второй половине десятилетия ее место занимала в основном Granta, а в отдельные годы даже иностранный Solaris!
Однако по итогам 2010 года в ТОП-4 самых продаваемых модели вошли исключительно вазовские модели. На следующий год ситуация повторилась, разве что поменялась расстановка по местам. «Классика» постепенно теряла свою популярность, пропуская вперед переднеприводные модели.
2012-й оказался последним годом, когда первые три места в списке самых популярных моделей занимали машины «АвтоВАЗа». «Приора» стала лидером года с результатом 125 951, «Гранта» — со значением 112 151, а Kalina — 119 890 штук. «Вазовскую классику» в 2012 сняли с производства.
Программы по сдерживанию автомобильного трафика и бум рынка такси и каршеринга
Одновременно с государственным стимулированием автомобильного рынка, в течение 10-годов мегаполисы принимали меры по сдерживанию автомобильного трафика и широко вводили зон платной парковки: Москва, Санкт-Петербург, Казань, Екатеринбург... Вместе с расширением платных парковок усилилась и подорожала принудительная эвакуация за нарушение правил хранения автомобилей.
Другое значимое нововведение десятилетия в автомобильный рынок — бум такси и каршеринга. И то, и другое подстегнуло продажи новый автомобилей и отчасти сгладило отвесное падение рынка или даже переломило тенденцию к росту.
Емкость рынка упала, а доля премиума выросла
В 2019 году в десятку самых успешных брендов попало сразу два премиальных бренда: Mercedes-Benz и BMW. В прошлом году российский рынок новых автомобилей сжался на столько сильно, что чуть более 40 тысяч проданных автомобилей каждым брендом хватило для попадания в десятку самых популярных марок. Косвенно это говорит о сильном снижении покупательной способности населения и емкости всего рынка.
А какое из изменений российского авторынка заполнилось вам?
Делитесь в комментариях, а еще ставьте лайки и подписывайтесь на канал.