Найти тему
Deep dive

Про рейтинг в такси

картинка из общего доступа
картинка из общего доступа

ЧАСТЬ ВТОРАЯ

В первой части https://zen.yandex.ru/media/id/5f9dd1262a99296b3674ee5e/pro-reiting-v-taksi-5f9dd194b09e797cebb1aa22 мы разобрали что влияет на оценку водителю. Теперь посмотрим из чего складывается оценка пассажиру.

1. Поведение пассажира

  • вежливость (если при посадке в машину вы разговариваете по телефону, а водитель с вами поздоровался, то хотя бы кивните ему в знак приветствия)
  • поведение в машине (не надо класть ноги на торпеду или высовывать их в окно)
  • мусор в машине (как правило это обертки от упаковки, стаканчики или бутылки, которые остаются в карманах или ручках задних дверей)
  • просьба покурить в машине (а ведь после вас с большой долей вероятности сядет некурящий пассажир или мама с ребенком. Приятно ли им будет?)
  • в нынешнии Ковидные времена, водитель находится в маске, а пассажир нет (это говорит об отсутствии взаимного уважения со стороны пассажира)
картинка из общего доступа
картинка из общего доступа

2. Стоимость поездки

  • некоторые водители снижают оценку пассажиру увидев стоимость после завершения заказа, которая оказалась ниже ожидаемой.
  • "умные" пассажиры заказывают "комфорт" зная, что в 3х из 4х случаев приедет "комфорт+", и ведут себя так, как будто всегда заказывают "комфорт+", но увы в 80% случаев это видно. Из личного опыта, пассажиры заказывающие "комфорт+" ведут себя намного скромнее.

Вот основные факторы, которые влияют на оценку пассажиру.

Теперь попробуем разобраться с 5-ти бальной шкалой оценок. Такая шкала основана на здравом смысле и опыте в оценивании действий других людей. Из личных наблюдений, пониженную оценку ставят всегда, т.е. 100%, а пятерку ставят только 10% пользователей. Четких критериев как ставить оценку нет. Есть люди, которые чисто психологически не поставят 5, а поставят 4, не потому что есть замечания, а просто может быть еще лучше на их взгляд. Очень часто бывают пониженные оценки без коментариев, но ведь система рейтинга несет не только бонусную составляющую, а еще и направлена на проведение работы над ошибками. В случае отсутствия замечаний, такая оценка не информативна, и не должна учитываться при расчете рейтинга. Отсутствие оценки говорит о том, что поездка прошла нормально и рейтинг должен повышаться, чего не происходит.

Как влияют оценки на рейтинг? Поиграем цифрами: у вас было 150 пятерок, одна четверка понизит рейтинг на 0,013, тройка - 0,026, двойка - 0,04, а единица - 0,053. Что произойдет в случае падения рейтинга ниже пороговых значений? У пассажира - отключение номера телефона от услуг агрегатора (поменял симку и пользуйся дальше). У водителя, при повторном падении рейтинга - блокировка на полгода (и увы заменой симки это не решается).

Более справедливой, на мой взгляд, является система лайков и дизлайков. Поездка может пройти хорошо, плохо и без замечаний.

В следующей части попробуем разобаться кто и как извлекает выгоду от выставления плохих оценок.