У старшеклассников, читающих классику, было два любимых героя: Печорин и Базаров. Показанные талантливыми авторами ярко, многогранно, в самых различных жизненных ситуациях – в общении с друзьями и врагами, в обыденной жизни и чрезвычайных ситуациях, в приятельстве, любви и ненависти, в застолье и на любовном свидании – эти герои привлекали и характерами, и поступками, и тем, что психологами именуется парадигмой поведения, то есть давали образцы поведения в различных жизненных ситуациях. Нет, я не хочу сказать, что подросток, встретив двух гопников, явно намеренных вытрясти у него мелочь из карманов, гордо складывал на груди руки и бросал им вызов на дуэль, как Печорин. Но даже получив по уху, юный Печорин не скулил, не пытался броситься в заискивания – он «гордо переносил удары судьбы».
Но Печориным ощущали себя юноши глубокие, тайно пишущие стихи, выделяющиеся начитанностью и самолюбием.
А вот в Базаров для многих был гораздо ближе, понятнее. Он из простой семьи, где отец – простой армейский лекарь. «Ведь ты знаешь, что я дьячков внук?» – говорит сам Базаров и значительно добавляет: «Как Сперанский». Сперанский – государственный деятель, сделавший головокружительную карьеру в России при Александре І.
Базаров естественен всегда и со всеми, для него нет авторитетов силы, власти или родословной – он обладает тем, что так привлекает юношу: он самодостаточен! На каждый вопрос у него есть ответ с точки зрения здравого смысла или науки, которая для него главное, потому что именно наука легко объясняет всю окружающую человека жизнь и даже самые сложные её стороны.
А что сложнее для юноши, чем любовь? И здесь Базаров даёт необходимую инструкцию, ту самую парадигму поведения, пользуясь которой, ты пройдёшь по жизни победителем: нет никакой любви, всё это выдумки больной фантазии! Влюбленный – это человек, «который всю свою жизнь поставил на карту женской любви – не мужчина, не самец...» И ещё категоричнее: «И что за таинственные отношения между мужчиной и женщиной? Мы, физиологи, знаем, какие это отношения. Ты проштудируй-ка анатомию глаза: откуда тут взяться, как ты говоришь, загадочному взгляду? Это все романтизм, чепуха, гниль, художество...»
И шагает по классу такой супермен, услышав от Базарова, что «от бабы нужно добиваться толку». А бедные «бабы», с замиранием читающие строчки: «Так знайте же, что я люблю вас страстно!» – не знают, как и подступиться к супермену.
А Тургенев разрушает так тщательно созданный образ победоносного героя. Базаров заразился на вскрытии больного мужика. Один из моих хулиганов так прокомментировал случившееся:
– Так всё понятно! Он мужика потрошил, одежонку с него срезал на столе у лекаря, а сам, наверно, свою Анну Сергеевну представлял, всё мечтал любовь победить, вот она его и подвела!
Ведь дивный вариант – опытный врач палец на вскрытии порезал, не нашёл, чем прижечь! Почему? Думал не о том!
А дальше будет полное развенчание героя-супермена, которое вызывает у современных юношей полное отторжение: Базаров сознаёт, что он умирает, ещё день-два, и бред, беспамятство, смерть… Что он просит у отца? Поставить красный флаг? Спеть «Марсельезу»? Он просит, чтобы отец вызвал Её! И когда Анна Сергеевна приедет, он, этот нигилист, презирающий романтику, художество, вдруг шепнёт: «Дуньте на умирающую лампаду, и пусть погаснет».
И умница Одинцова, замирая, наверно, от смертельного ужаса, ведь болезнь-то заразная, наклонится и поцелует его! «Вот такие у нас в России женщины», – скажу я, и девушки в классе гордо посмотрят на парней.
И знаете, большинство парней поймут эту его просьбу как падение авторитета, крушение кумира: не выдержал, перед смертью струсил, характера не хватило…
И целый урок истрачу я на то, чтобы попытаться показать, что сила не в упорстве, которое становится упрямством, а в том, чтобы открыть главное: есть простые человеческие ценности, это любовь, улыбка твоей любимой, смех ребёнка, твой дом, счастье твоих близких, добытое твоими руками, и вот именно за это и нужно бороться всеми твоими силами. Это открыл для себя перед смертью Базаров, узнав любовь, а наши бабушки знали: Бог есть любовь!
– Так что открыл для себя герой? – спрошу я.
И мне ответят:
– Это чё-то у Вас больно сложно получается, жизнь проще, – сказали мне в ответ школьники.
Значит, будем дальше работать.