Продолжение, предыдущая глава здесь
Чего ждут молодые люди, вступая во взрослую жизнь своих инстинктов? Что их ждет среди этого тотального межполового побоища? Их трогательные поползновения перечеркнут всякие многоопытные совратители. Их искренние проявления растопчут скабрезными анекдотами гогочущие дружки... Мое же дело утешить пострадавших иронической прозой. Все мы гибнем на любовной войне и теряем иллюзии именно потому, что любовь не преподают в школе, как физику или химию. А ведь любовь - это и есть физика и химия в одном флаконе... Мой любимый «Букинист» на Литейном превратился в «Адидас». Кто не успел прочесть о любви древних и обезопасить себя книжным знанием, станет бегать в хороших кроссовках в погоне за любовью без царя в голове.
…От республиканского Рима до нас, конечно, дошли речи Цицерона и кое-что еще, но великие италийские мужи вещали о гордости, о свободах, о правах патрициев и претензиях плебса. До любви ли было, когда злой Ганнибал переходил Альпы. А мы именно про любовь продолжим беседу. И в этом стремлении нет патологической настойчивости, а только желание развить мозг и позабавить тебя, читатель.
Завоевав окрестные моря и суши, Рим стал богатым и с восторгом неофита ринулся в сторону чувственных наслаждений. В первую очередь к ним прорвались мужчины. Богатство и социальный заказ цезаря Августа мгновенно породили великое искусство и литературу. ( Говорят, дочь Августа по имени Юлия покидала дворец и отправлялась на отдаленные перекрестки, где отдавалась всякому прохожему за копеечную мелочь. Эта свободолюбивая девушка шла наперекор судьбе и таким отчасти вульгарным способом доказывала свою любовную волю. ) При дворе мецената Мецената творили Вергилий, Гораций и Овидий. В монументальной «Энеиде» описывается маниакальная любовь правительницы Карфагена к герою. Но я не хочу думать, будто идеальная любовь всякий раз должна оборачиваться страданием.
Совершенно другое говорит нам Овидий в знаменитой «Науке любить». За эту «науку» его даже выслали в суровые северные земли ( черноморское побережье Румынии ), где живой классик и пробыл до смерти. По другой версии, Овидий "засек" Августа в порочащей принцепса мизансцене, а «любовь» была лишь поводом придраться. На взгляд нашего времени в книжке ничего такого нет. Она интересна временем своего написания и наивностью древних любовников. Оговариваясь тем, что книга не предназначена для честных римлян и римлянок, Овидий тем не менее для них и пишет - ведь продажная женщина ( или мужчина) отдается за деньги и не кочевряжится. Мастерство совращения применимо именно к порядочному «человеческому фактору». Хотя любой теперешний дамский журнал на голову круче Овидия, а всякий восьмиклассник мог бы прочесть классику лекцию, все равно Овидий интересен своей первозданной наивностью. «Вино располагает к нежностям и разжигает». Это мы знаем. Это знали и во времена суровых нравов Римской республики. Выпивающую приравнивали к прелюбодействующей! Вообще, «Наука любить» состоит из правил приличного поведения, советов по комплиментам. Нельзя не согласиться с Овидием, когда он утверждает, что «овладеть можно любой женщиной», а так же: « Как приятны тайные любовные сношения мужчине, так приятны они и женщине». В законном браке древние состояли, как правило, не по любви. Отсюда и тайны. Даже честной матроне, души не чающей в муже, «нравится, однако, самый факт просьбы» о любовном свидании от постороннего мужчины. "Мужчине идет небрежная прическа... твой костюм должен быть вполне приличен и без пятен... что касается остальных подробностей туалета, предоставь заниматься ими или кокетливым барышням, или педерастам..." В обольщении, по Овидию, важна лесть, ведь "всякая женщина считает себя достойной любви. Путь она будет настоящим уродом, - все равно она будет в восторге от своей внешности!" Поскольку женщина прибывала на задворках тогдашней жизни, то и ее роль в любовной истории заметно упрощалась. "Та, которая ушла нетронутой, когда ее можно было изнасиловать, будет грустна" - с подобным утверждением согласятся не все. Так и про любовную гимнастику. Смеяться можно над Овидием. когда читаешь его постельные советы. "Женщины маленького роста должны ездить верхом". "Выдающаяся красавица пусть лежит на спине". Здесь опять занижается роль, значение и потребности женщин. Ведь дело не в акробатике, а в местонахождении нервных окончаний. Да и врут, как правило, поэты про свое любовное знание. И современные врут, и древние. Когда Овидия отправляли в ссылку, он умолял простить, ссылаясь на безупречный моральный облик.
Если уж мы заговорили про древних, то следует сказать о суевериях бедных язычников. Огромное значение имели, издаваемые во время полового акта, скрипы кровати. Если ложе не издавало вообще никаких звуков, то такое недоразумение рассматривалось с подозрением и даже могли прекратить соитие. Рaзврaтные язычники в своих любовных контактах не употребляли сомнительных слов, а активно пользовались жестами. Пресловутый американский "fuck" - римское изобретение. Конечно, писатели всегда и все врут, особенно про себя, но то, что мы, пусть и искаженно, знаем о древних - их заслуга. Гораций, Катулл, Проперций, Тибулл, Марциалл, Ювенал! Имена звучат, как аккорды из битловской песни "Girl"! Кстати, Катулл и Тибулл умерли молодыми от полового истощения...
Рассчитывая проверить значимость информации, я при встрече поведал ее одной знакомой. Та нахмурила лоб, подумала и произнесла:
- М...ки твои Катулл и Тибулл! Так им и надо!
- А как же Овидий?
- И Овидий тоже!
Такова реакция бедных, замученных тысячелетним любовно-половым рабством женщин. А ведь я за них, за вас, то есть. И хочу сообщить что осенью 2006 года исполнилось сто лет историческому прорыву женщин в английский парламент. Они требовали политических прав и одиннадцать миссис подверглись аресту. Тогда же достопочтенные мисс Эдит Нью и мисс Лайтман стали инициаторами кампании бросания камней в окна лондонских офисов и магазинов. Женщины - матери нацболов, а не Лимонов. Вообще, женщины многое могут, а мы, мужчины, им не даем.
Продолжение следует...
- Предыдущая глава
- Спасибо, что дочитали до конца! Если тебе, читатель, нравится, жми палец вверх, делись с друзьями и подписывайся на мой канал!
Встретиться с автором и задать вопросы лично вы всегда можете в музее "Реалии Русского Рока", все подробности здесь. Также, если захотите, вы можете поддержать музей любым пожертвованием. Благодарю всех друзей Музея!