Политика Соединенных Штатов в отношении России на протяжении последних четырех лет была глубоко неблагополучной. Президент Дональд Трамп смаковал свои уютные отношения с президентом России Владимиром Путиным, очернил НАТО, сорвал соглашения по контролю над вооружениями и позволил Москве снова стать влиятельным игроком на Ближнем Востоке, в Африке и Латинской Америке. Он отказался действовать на основе достоверных сообщений о том, что Россия предлагает награды за убийство американских солдат в Афганистане. Глубоко встревоженный Конгресс США, тем временем, ужесточает все более жесткие санкции против России за вмешательство в американские выборы 2016 года, а также за разжигание продолжающейся прокси-войны в Украине. Три сенатора даже написали неприятное письмо мэру немецкого балтийского портового города Сассниц, где на берег выходит подводный газопровод «Северный поток-2» из России, угрожая ему репрессиями.
Глубина тупика в Вашингтоне была проиллюстрирована в августе этого года, когда две двухпартийные группы опытных российских рук дуэли его в конкурирующих письмах. Один из них призвал к возобновлению контроля над ядерными вооружениями и дипломатии в сочетании с более гибкими (читай: меньше) санкциями; другой возразил, что, напротив, необходимо меньше "бессмысленного диалога" и более "сильного отпора".
Шансы на то, что выборы сделают политику США в отношении России более последовательной, невелики. Второй срок для Трампа, по-видимому, будет усиленным вариантом первого (трудно себе представить, как это может быть). Он может вернуть американские войска из Афганистана, Ближнего Востока и Европы и попытаться стать союзником России против Китая. Это вполне может стать концом НАТО. Кандидат в президенты США от Демократической партии Джо Байден, напротив, резко критиковал Путина: в телевизионном интервью на прошлой неделе он назвал Россию «самой большой угрозой для Америки». Тем не менее, как Байден дорожит союзов Соединенных Штатов, как президент он будет увязнуть в внутренних проблем. За рубежом он будет сосредоточен на Китае превыше всего.
Эмоции Москвы относительно наиболее желаемого исхода выборов в США выглядят неоднозначными. Вторая доза Трампа, по-видимому, облагала бы налогом нервы Кремля, и без того неправильного в результате пандемии, танковой экономики и непрекращающихся протестов в ее регионах. Путин, казалось, уступал столько же, когда защищал сына претендента Хантера от обвинений в хитроумных деловых связях с Украиной. Однако высказывания Байдена о России явно распределились со спикером Путина Дмитрием Песковым, который обвинил демократа в распространении «абсолютной ненависти».
Это момент большой опасности для Европы, особенно для гражданского общества от Балкан до Беларуси, которые все еще стремятся наметить курс на запад. Какими бы ни были результаты выборов 3 ноября, гораздо большая часть (если не все) бремени региональной безопасности сядут на Европу, которая срочно нуждается в общей политике, которая будет направлена на решение проблем, связанных с рисками и угрозами, создаваемыми Россией для континента. Если в Вашингтоне есть симпатическая администрация, которая готова поддерживать и сотрудничать с ней, тем лучше. Если администрация враждебна, то задача тем более актуальна.